Как показывает история развития крановых технологий перевалки грузов в портах, стремление производителей крана к увеличению его мобильности при соблюдении прочих качеств (универсальности, технологичности) приводит к увеличению его стоимости.

Оптимальная мобильность, как правило, представляет собой тонкий баланс между избыточностью и недостаточностью.
Анализ эксплуатационных портовых условий показывает, что близкой к оптимальной можно назвать мобильность, обеспечивающую возможность кранов оперативно перемещаться в границах операционной территории порта не только вдоль отдельного грузового фронта, но и между различными грузовыми фронтами (причальным, железнодорожным, автомобильным) и складскими рабочими зонами.

Краны этого типа соответствуют жестким конкурентным требованиям в широком секторе рынка портовых перегрузочных операций, что объясняет их широкое распространение по всему миру.

Это оборудование можно разделить на следующие группы:

  1. мобильные пневмоколесные краны с прямой стрелой и канатным подвесом грузозахватного приспособления;
  2. краны-манипуляторы с двухзвенной (экскаваторной) стрелой;
  3. краны-манипуляторы балансирные.

Краны пневмоколесные с канатным подвесом ГЗП

Наиболее известными производителями таких кранов для морских портов являются фирмы Либ­хер и Готвальд.
Краны этих производителей могут работать с различными ГЗП (грейфер, крюк, спредер, магнит). Краны по желанию покупателя могут быть оборудованы как кабельным барабаном для электропитания крана от внешней сети, так и автономным дизельным (дизельэлектрическим) приводом, что обеспечивает им большую мобильность.
В качестве примера кран типа Либхер-400.

общий вид крана Либхер с крюковой подвеской

Общий вид крана Либхер с крюковой подвеской

кран Либхер-400 на перегрузке контейнеров

Кран Либхер-400 на перегрузке контейнеров

 

Краны-манипуляторы на гусеничном и пневмоколесном ходу

Краны-манипуляторы конструктивно состоят из поворотной части с двух­звенной (экскаваторной) стрелой, установленной на платформе или портале различной высоты и снабжены пневмоколесным или гусеничным механизмом передвижения.

Кран манипулятор Кран манипулятор
Кран манипулятор

 С ростом научно-технического прогресса в мировом машиностроении, в частности в области гидропривода, эти краны в последние два десятилетия прошли эволюцию от экскаватора к крану-манипулятору с точными движениями грузозахватного органа различного назначения. 

Эти качества чрезвычайно полезны для производительной, но щадящей грейферной выгрузки вагонов с навалочными грузами
Кран-манипулятор является универсальной машиной, при смене грузо­за­хватного приспособления может эффективно перегружать практически любые сухие грузы, кроме груженых контейнеров длиной 20-40 футов весом 20-30 т, где эти краны пока не конкурентоспособны.
Применение на морском грузовом фронте данных кранов ограничено обслуживанием малых и средних судов  из-за особенности кинематической схемы двухзвенного стрелового устройства.

Портальные краны на пневмоколесном ходу с канатным подвесом ГЗП

Как отмечалось выше, самые распространенные в портах РФ универсальные электрические полноповоротные портальные краны на рельсовом ходу обладают высокой универсальностью и технологичностью, но имеют ограни­чен­ную мобильность из-за рельсового хода. При этом самый востребованный уровень мобильности, с точки зрения портового пользователя, это способность оперативно перемещаться не далее, чем между грузовыми фронтами в порту (причальными, железнодорожными, автомобильными) и складскими рабочими зонами.
Проанализировав опыт эксплуатации мобильных кранов в российских портах, немецкая фирма ARDELT предложила новую разработку – портальный мобильный кран «Адлер» с шарнирно-сочлененной укосиной и жесткой оттяж­кой. Вместо рельсового хода кран передвигается на пневмоколесных поворотных тележках, а в рабочем состоянии в схему опирания включаются опоры на гидроцилиндрах

Благодаря порталу с такими тележками и опорными плитами, новый мобильный кран «Адлер» имеет значительные преимущества в сравнении с мо­биль­ными пневмоколесными портовыми кранами, например типа Либхер, т.к. конструкция портала не содержит аутригеров, выставляемых за габарит порта­ла.

Мобильный портальный кран «Адлер»

Мобильный портальный кран «Адлер»

Пневмоколесные поворотные тележки с опорными плитами

Пневмоколесные поворотные тележки с опорными плитами

 

Рабочая колея нового мобильного крана – 10,5 м. Под краном «Адлер», как и под традиционным портальным рельсовым, могут проезжать наземные транспортные средства, в том числе и вагоны.

Дополнительно смотрите:

Философия мобильности портовых кранов (презентация).

Философия развития мобильных портовых кранов. Часть 1

Философия развития мобильных портовых кранов Часть 2

Философия развития мобильных портовых кранов Часть 3

Философия развития мобильных портовых кранов Часть 4

Философия развития мобильных портовых кранов Часть 5

Философия развития мобильных портовых кранов Часть 6