Как показывает история развития крановых технологий перевалки грузов в портах, стремление производителей крана к увеличению его мобильности при соблюдении прочих качеств (универсальности, технологичности) приводит к увеличению его стоимости.
Оптимальная мобильность, как правило, представляет собой тонкий баланс между избыточностью и недостаточностью.
Анализ эксплуатационных портовых условий показывает, что близкой к оптимальной можно назвать мобильность, обеспечивающую возможность кранов оперативно перемещаться в границах операционной территории порта не только вдоль отдельного грузового фронта, но и между различными грузовыми фронтами (причальным, железнодорожным, автомобильным) и складскими рабочими зонами.
Краны этого типа соответствуют жестким конкурентным требованиям в широком секторе рынка портовых перегрузочных операций, что объясняет их широкое распространение по всему миру.
Это оборудование можно разделить на следующие группы:
- мобильные пневмоколесные краны с прямой стрелой и канатным подвесом грузозахватного приспособления;
- краны-манипуляторы с двухзвенной (экскаваторной) стрелой;
- краны-манипуляторы балансирные.
Краны пневмоколесные с канатным подвесом ГЗП
Наиболее известными производителями таких кранов для морских портов являются фирмы Либхер и Готвальд.
Краны этих производителей могут работать с различными ГЗП (грейфер, крюк, спредер, магнит). Краны по желанию покупателя могут быть оборудованы как кабельным барабаном для электропитания крана от внешней сети, так и автономным дизельным (дизельэлектрическим) приводом, что обеспечивает им большую мобильность.
В качестве примера кран типа Либхер-400.
Общий вид крана Либхер с крюковой подвеской |
Кран Либхер-400 на перегрузке контейнеров |
|
Краны-манипуляторы на гусеничном и пневмоколесном ходу
Краны-манипуляторы конструктивно состоят из поворотной части с двухзвенной (экскаваторной) стрелой, установленной на платформе или портале различной высоты и снабжены пневмоколесным или гусеничным механизмом передвижения.
С ростом научно-технического прогресса в мировом машиностроении, в частности в области гидропривода, эти краны в последние два десятилетия прошли эволюцию от экскаватора к крану-манипулятору с точными движениями грузозахватного органа различного назначения.
Эти качества чрезвычайно полезны для производительной, но щадящей грейферной выгрузки вагонов с навалочными грузами
Кран-манипулятор является универсальной машиной, при смене грузозахватного приспособления может эффективно перегружать практически любые сухие грузы, кроме груженых контейнеров длиной 20-40 футов весом 20-30 т, где эти краны пока не конкурентоспособны.
Применение на морском грузовом фронте данных кранов ограничено обслуживанием малых и средних судов из-за особенности кинематической схемы двухзвенного стрелового устройства.
Портальные краны на пневмоколесном ходу с канатным подвесом ГЗП
Как отмечалось выше, самые распространенные в портах РФ универсальные электрические полноповоротные портальные краны на рельсовом ходу обладают высокой универсальностью и технологичностью, но имеют ограниченную мобильность из-за рельсового хода. При этом самый востребованный уровень мобильности, с точки зрения портового пользователя, это способность оперативно перемещаться не далее, чем между грузовыми фронтами в порту (причальными, железнодорожными, автомобильными) и складскими рабочими зонами.
Проанализировав опыт эксплуатации мобильных кранов в российских портах, немецкая фирма ARDELT предложила новую разработку – портальный мобильный кран «Адлер» с шарнирно-сочлененной укосиной и жесткой оттяжкой. Вместо рельсового хода кран передвигается на пневмоколесных поворотных тележках, а в рабочем состоянии в схему опирания включаются опоры на гидроцилиндрах
Благодаря порталу с такими тележками и опорными плитами, новый мобильный кран «Адлер» имеет значительные преимущества в сравнении с мобильными пневмоколесными портовыми кранами, например типа Либхер, т.к. конструкция портала не содержит аутригеров, выставляемых за габарит портала.
Мобильный портальный кран «Адлер» |
Пневмоколесные поворотные тележки с опорными плитами |
|
Рабочая колея нового мобильного крана – 10,5 м. Под краном «Адлер», как и под традиционным портальным рельсовым, могут проезжать наземные транспортные средства, в том числе и вагоны.
Дополнительно смотрите:
Философия мобильности портовых кранов (презентация).
Философия развития мобильных портовых кранов. Часть 1
Философия развития мобильных портовых кранов Часть 2
Философия развития мобильных портовых кранов Часть 3
Философия развития мобильных портовых кранов Часть 4
Философия развития мобильных портовых кранов Часть 5
Философия развития мобильных портовых кранов Часть 6