Перегрузочные работы на причалах морского порта иногда прекращаются из-за дождя, ветра, волны и других метеофакторов.
Перегрузочные работы на причалах морского порта иногда прекращаются из-за дождя, ветра, волны и других метеофакторов.
Согласно Норм технологического проектирования, влияние метеорологических факторов на бюджет рабочего времени технологических процессов при проектировании и эксплуатации портового терминала учитывается понижающим коэффициентом Кмет.
Этот коэффициент учитывает влияние следующих факторов:
- ветер при скорости более 15 м/сек;
- осадки (дождь и снегопад);
- туманы (плотный туман-видимость менее 100 м).
На практике убытки от потерь бюджета рабочего времени зависят не столько от общего количества осадков, как от числа дней с осадками. В этом отношении одним из “неудачных” портов является Санкт-Петербургский, где при общем количестве осадков около 470 мм в год в отдельные годы бывает более 200 дней с осадками.
Ниже, на рисунке представлен пример нормативных средних значений Кмет при перегрузке штучных и навалочных грузов, боящихся влаги, для порта Санкт-Петербург.
Нормативные средние значения Кмет при перегрузке штучных и навалочных грузов, боящихся влаги, для порта Санкт-Петербург (источник: РД 31.3.01.01-93, приложение 23)
Согласно РД 31.3.01.01-93, в среднем за год можно ожидать потерь 20% рабочего времени в порту Санкт-Петербург из-за воздействий ветра, волны и осадков. Для некоторых видов груза (минеральные удобрения, зерно, цемент, холоднокатанная сталь и др.) в балтийских портах РФ риски потерь качества груза из-за влияния осадков становиться существенным фактором снижения конкурентоспособности портового оператора.
В порту Усть-Луга, например, согласно гидрометеорологической информации, годовое количество осадков (45-100 мм за месяц) выпадает с июня-июля по ноябрь-декабрь. С января по май-июнь среднее месячное количество осадков в большинстве пунктов 20-45 мм. Число дней с осадками за год изменяется от 146 до 191, а за месяц от 9 до 21, причем наибольшее число дней с осадками отмечается с октября-ноября по февраль.
Основным техническим средством предотвращения замокания груза является его крытое хранение и погрузка на судно. Появление в Западной Европе крытых причалов, сблокированных с крытым складом, свидетельствует о экономической целесообразности их создания для регионов с годовым количеством дождливых дней 100-110 (Роттердам, Антверпен).
«All Weather Terminal» (AWT) – всепогодный терминал» – новый термин в международной теории и практике строительства и эксплуатации портов. Появление этих терминалов в последние годы связано с обострившейся конкурентной борьбой на рынке портовых услуг. AWT призваны обеспечить качественную перегрузку грузов независимо от погодных условий. Сведения о таких терминалах в Европе можно найти на сайте www.allweatherterminals.com (Рис. 1.32).
Расположение всепогодных терминалов в Европе (источник http://www.backman-trummer.fi)
Крытые причалы сокращают простои при погрузке/выгрузке грузов. Это позволяет быстрее загружать/разгружать суда дальнего плавания, и оставлять груз для временного хранения на причале и обеспечивают повышение эффективности эксплуатации терминала.
На крытых причалах в любое время могут обрабатываться ценные, неупакованные грузы, а также грузы, требующие защиты от осадков.
На основании опыта эксплуатации портов в западной Европе все операторы терминалов с крытыми причалами сочли это технологическое решение удачным.
Так, например, группой Broekman (Роттердам) было решено построить крытый причал для того, чтобы сделать терминал более привлекательным для судоходных линий. Количество дождливых дней в Роттердаме составляет около 100-110 в год.
Крытый причал, совмещенный со складом. Терминал Broekman, Роттердам (Источник: Google Earth)
Крытый причал дает терминалу возможность обрабатывать любую стальную продукцию в любое время, независимо от погодных условий. При отсутствии такого причала судоходным линиям пришлось бы оплачивать время задержки погрузочно-разгрузочных операций из-за дождя.
Antwerp Stevedoring International (ASI) перегружает сталь на всепогодном терминале порта Антверпен (Рис. 1.34). Терминал типа эллинг принимает суда до 9500 т дедвейта, рядом встает баржа или речной сухогруз. Основной кран грузоподъемностью 50 т имеет вылет 45-27 м над водой и 18 м над причалом, другие имеют грузоподъемность 36 т. Общая стоимость терминала составляет 45 млн евро, он разместился на территории 300 тыс. м2. Терминал будет специализироваться на перевалке стальных изделий, цветных металлов и т.п.
Вид на всепогодный терминал ASI, Антверпен (источник – буклет компании)
На терминале Waterland концепция всепогодного терминала также подтвердила свою успешность. Терминал начал свою работу в 1998 году с грузооборота в 200 000 тонн при 130 заходах морских судов. К 2005 году грузооборот вырос до 1,2 млн тонн, количество судозаходов увеличилось до 420 судов и 760 барж. В 2008 году грузооборот составил 1,5 млн тонн, количество судозаходов – 470. В 2009 мировой финансовый кризис привел к снижению грузооборота на 20%, количества судозаходов – на 10%.
Для того, чтобы удерживать конкурентоспособное положение в металлургической и целлюлозно-бумажной отрасли, при перемещении терминала Waterland в место его настоящего расположения было принято решение применить новую концепцию всепогодного терминала с крытыми причалами (Рис. 1.35). Новая концепция была реализована в 1998 году, когда был построен первый крытый причал. В 2002 и 2008 годах была проведена реконструкция второго и третьего причалов в причалы крытого типа.
Вид на терминал Waterland, Амстердам (источник – брошюра терминала Waterland)
Большинство крытых складов с причалами имеют размер от 5 000 до 13 500 м2.
Длина крытых причалов определяется по размеру самых больших разгружаемых судов. На терминале Waterland есть три крытых причала, средняя длина которых составляет около 83 м. На терминалах Broekman и Wijngaard (Антверпен) всего по одному причалу.
Ниже представлены основные характеристики некоторых AWT терминалов.
Наименование |
Количество/общая длина |
Дедвейт максимального судна, т |
Waterland |
3/260 |
7500 |
Broekman |
1/84 |
9500 |
Wijngaard |
1/90 |
10000 |
Крытый причал построен в Финляндии, в порту Коккола. Особенностью порта является замерзающая акватория, в том числе у крытого причала. Для борьбы со льдом применяются специальные технические средства и способы.
Вид на крытый терминал в порту Коккола.
Для обеспечения безопасного захода и швартовки создана направляющая паловая конструкция (источник http://www.backman-trummer.fi)
Согласно данных от финской фирмы Oy M. Rauanheimo Ab (источник http://www.backman-trummer.fi), терминал в порту Коккола имеет следующие параметры:
наибольшее судно 9,500 DWT с размерами:
- осадка: 8,3 м;
- длина: 122 м;
- ширина: 25 м;
- габаритная высота судна: 23,5 м;
- размеры сооружения:
- высота: 35 м;
- ширина: 62 м;
- длина: 132 м;
- грузоподъемность крана: 50 т.
Крытый терминал в порту Коккола зимой (источник http://www.backman-trummer.fi)