Контейнер, по различным определениям, является транспортным средством или оборотной тарой, обеспечивающей удобство транспортировки и хранения груза. Экономика диктует необходимость концентрации контейнеров в большие партии для перевозки по морю специализированными судами вместимостью тысячи контейнеров. Стоимость таких судов выставляет жесткие требования к эффективности погрузочно-разгрузочных операций: максимально быстрое обслуживания судов является основной задачей морского терминала.

Наземные транспортные средства, на которых подвозятся  контейнеры в порт и вывозятся  из порта, имеют на порядки меньшие вместимости: поезд – около 100 контейнеров, грузовой автомобиль – 1-2 контейнера. Как следствие, обслуживанием одного контейнерного судна занимаются десятки поездов и сотни автомобилей. Наземные терминальные операции, зависящие от некото­ро­го количества инспекционных, технических условий и организационных при­чин, как правило, не выполняются с той же интенсивностью, что и обработка судна. Необходимо единовременное хранение на терминале до нескольких су­довых партий контейнеров. Для этого вблизи причальной зоны должна быть орга­низована складская площадка, предназначенная для хранения нескольких тысяч контейнеров. Эта площадка выполняет функцию буфера, сглаживающего различные по интенсивности и назначению операции.

В ходе выполнения этой функции контейнеры неизбежно проводят неко­торое время на территории порта. Естественным является стремление свести это время к минимуму, поскольку накопление контейнеров в портовой зоне на­чинает влиять на эффективность выполнения основной задачи – доставки груза в минимально короткий срок.

Надо отметить, что в некоторых случаях клиенты порта наоборот стре­мят­ся расширить функцию хранения, рассматривая порт как свой проме­жу­точ­ный склад. И это не всегда входит в противоречие с интересами порта. Этому способствует наличие целого спектра вспомогательных функций порта. Так, в большинстве случаев порт является местом, где оформляется факт пересечения таможенной и государственной границы. Длительность связанных с этим про­це­дур укрепляет клиентов во мнении, что грузы можно и нужно хранить в порту.

Конечному потребителю контейнерных перевозок обычно не нужен кон­тейнер: ему нужен груз, который в нем перевозится. Часто у клиентов нет даже средств для обработки контейнера. В связи с этим важной функцией в органи­за­ции контейнерных перевозок является загрузка-разгрузка контейнера тарно-штучным грузами. Эту функцию обычно выполняет склад комплектации.

Не менее важной функцией многих терминалов, связанной со стоимостью контейнеров как возвратной тары, является функция обработки порожних кон­тей­неров (контейнерного депо) – обслуживание порожних контейнеров, их ре­монт, сбор, распределение и возврат. С ростом контейнеризации перевозок и ее концентрации на ограниченном числе маршрутов, возврат порожних контей­не­ров становится проблемой. По некоторым оценкам, до 50% перевозимых и хра­нимых в каждый момент времени контейнеров содержат воздух.

Многие вспомогательные функции контейнерного терминала являются ло­гическим следствием других, более важных. С течением времени, стимули­руемые конкурентной борьбой, контейнерные терминалы обрастали все новы­ми и новыми функциями. В результате эволюции контейнерных терминалов опре­делился перечень их наиболее характерных функций:

  1. погрузка/разгрузка контейнеров на судно;

  2. хранение контейнеров на открытых площадках;

  3. погрузка/разгрузка железнодорожного и автомобильного транспорта;

  4. таможенные экспортно-импортные операции;

  5. ремонт и обслуживание порожних контейнеров;

  6. накопление и распределение порожних контейнеров;

  7. хранение опасных грузов;

  8. хранение контейнеров с особыми условиями режима хранения (рефри­же­раторных и пр.);

  9. растарка/затарка контейнеров, комплектация и раскомплектация гру­зо­вых партий;

  10. складирование тарно-штучных грузов, подработка, упаковка, марки­ров­­ка товаров;

  11. экспедирование, страхование, сюрвейерные операции, агентирование и пр.;

  12. предоставление информационных ресурсов участникам транспортного бизнеса;

  13. сдача в аренду помещений участникам транспортного бизнеса.

Не все приобретенные в процессе описанной эволюции функции контей­нерного терминала целесообразно выполнять непосредственно в порту. Берего­вая линия любого государства является ценным природным ресурсом, а ее часть, способная принимать морские суда с большой осадкой – сама ценная его составляющая. Исторически порты являлись градообразующими объектами, и в ходе развития города часто оказывались в его центре – там, где стоимость зем­ли и рабочей силы наивысшая.

Новая современная интермодальная модель контейнерного бизнеса при­над­лежала компании СиЛэнд, которая в течение многих лет создавала прин­ци­пиально новые схемы доставки груза практически на рабочее место конечного получателя (завод, фабрика, склад). Вовлекая в эту систему экспедиторов, аген­тов, находящихся в глубине страны, они первые начали развивать систему на­земных терминалов вблизи узловых станций. Разработанная система «точно в срок» благоприятно легла на эту почву, благодаря чему конечные потребитель получил возможность получения качественной услуги доставки груза на базе сквозного тарифа.

Все сказанное объясняет явно прослеживающуюся сегодня в большей  час­ти стран тенденцию выносить в тыловую зону района, тяготеющего к порту, все функции, напрямую не связанные с обработкой судов. Морские контей­нер­ные терминалы все больше и больше становятся «ящичными», их границы в каждом направлении грузы пересекают лишь в контейнерах (англ. «box in – box out»). Шлейф всех необходимых выполняемых функций тянется в сторону ты­ла, образуя целую систему терминалов различного назначения. Основные кате­гории этих терминалов таковы.

Морские контейнерные терминалы. Основная функция – передача контейнеров между морским и наземным транспортом. Складирование контей­неров – для обеспечения сопряжения транспорта. Таможенные и вспомога­тель­ные операции – в пределах допустимого минимума.

Сухопутные контейнерные терминалы (сухопутные порты, железнодорожные, автомобильные, мультимодальные терминалы). Основная функция – промежуточная передача контейнеров между различными видами наземного транспорта. Складирование контейнеров – лишь для обеспечения сопряжения видов транспорта. Таможенные и вспомогательные операции – в пределах до­пустимого минимума.

Сухопутные экспортные/импортные таможенные контейнерные тер­ми­налы. Кроме сопряжения видов транспорта и хранения, выполняют внешне­торговые таможенные операции оформления грузов. По специфике этих опе­раций чаще всего на этих же терминалах осуществляются сборно-распреде­ли­тель­ные функции для тарно-штучных грузов (комплектация-раскомплектация кон­тейнеров).

Логистические центры. Наземные контейнерные терминалы с максимальным набором вспомогательных функций, из которых чаще всего исклю­чена полностью морская составляющая.

Контейнерные депо. Терминалы, специализирующиеся на обслуживании рынка порожних контейнеров.

Существование в мире такого разнообразия объектов транспортного бизнеса, занятых операциями с контейнерами, еще раз подтверждает, что контейнерные перевозки стали неотъемлемой частью мировой транспортной системы, и имеют тенденцию к дальнейшему развитию.

Смотри также:

Проектирование логистических центров.

Маркетинговые исследования грузоперевозок.

Имитационное моделирование контейнерных терминалов.