Балкеры по дедвейту делятся на следующие группы.
Балкеры по дедвейту делятся на следующие группы.
Мини-балкеры с дедвейтом до 10 000 тонн предназначены в основном для каботажного плавания и по внутренним путям.
Handy и Handymax (от англ. handy – удобный) традиционно составляют самые распространенные суда для перевозки сухих навалочных грузов, имеющие дедвейт до 60000 тонн. Суда Handymax обычно имеют длину 150–200 м. Современные «хендимаксы» имеют дедвейт порядка 52–58 тыс. т, 5 грузовых трюмов. Главной особенностью этого типа балкеров являются собственные краны (обычно 4–5) грузоподъемностью в среднем 30 тонн, что позволяет им осуществлять грузовые работы дешевле в портах, где не предусмотрены береговые грузовые средства для погрузки/разгрузки балкеров. Суда сектора «Handymax» работают на самых разнообразных мировых направлениях торговли, перевозя зерно и «малый балк» – металл, лесоматериалы, минеральные удобрения. Суда этого типа хорошо приспособлены для обработки в малых портах, имеющих ограничения по длине и осадке, обычно испытывающих недостаток в эффективной инфраструктуре для перевалки грузов.
Panamax – те же самые ограничения по размерениям для прохода Панамским каналом, что и у танкеров. Средний дедвейт этих судов составляет 65 000 тонн. В основном они перевозят уголь и зерно, в меньшей степени «малый балк».
Capesize (от англ. cape – мыс, size – размер) – суда, которые из-за своих больших размеров не могут проходить через Панамский или Суэцкий каналы и вынуждены огибать мыс Горн Южной Америки или мыс Доброй Надежды на юге Африки. Обычно они имеют дедвейт свыше 150 тыс. т. Есть рудовозы дедвейтом до 400 тыс. т. Такие суда узко специализированы: 93% перевозимого ими груза составляют уголь и руда. Эти суда обслуживают глубоководные терминалы. Иногда выделяют в отдельную группу суда типа VLOC (Very Large Ore Carrier), VLBC (Very Large Bulk Carrier) и ULOC (Ultra Large Ore Carrier), ULBC (Ultra Large Bulk Carrier). Рост экономики Китая, с его огромным спросом на сырье (прежде всего, железная руда и уголь), скопление судов в Суэце и Панамском канале, привели к увеличению спроса на суда типа «кейпсайз». О чем и свидетельствуют следующие цифры: за 2011 год прирост этой группы судов по дедвейту составил 21%, в то время как Panamax и Handy – 3,2% и 4,5% соответственно.