- Методика моделирования грузопотоков появилась в ответ на повторяющиеся в рамках разных проектов задачи по выбору оптимальных транспортных схем. Со временем моделирование грузопотоков превратилось в самостоятельный и очень результативный аналитический инструмент, который позволяет:
- определить оптимальные транспортные схемы для поставки сырья или отгрузок готовой продукции;
- оценить конкурентоспособность терминала, перевалочной базы;
- оценить целесообразность строительства новых терминалов;
- определить чувствительность транспортных схем к изменению тарифов;
- определить приоритетность схем (речных, железнодорожных, комбинированных река-море).
При моделировании сравниваются различные транспортные схемы между заданными точками отгрузки и точками назначения. При этом можно:
- сравнить между собой схемы с различными маршрутами (т.е., например, доставку через морской порт Мурманск, через речной порт Лабытнанги или автомобильным транспортом);
- учесть различия в стоимости и характеристиках инфраструктуры различных операторов в рамках одного маршрута (например, две стивидорных компании в одном порту дают разную стоимость перевалки, но у одной из них причалы позволяют принимать более крупные суда);
- сравнить между собой варианты транспортных схем с промежуточным хранением (накоплением) на складе и без него;
- рассмотреть возможность приобретения собственного подвижного состава или использования арендованного и т.д.
- Все транспортные схемы сравниваются по набору характеристик, которые могут быть ранжированы по степени значимости для того или иного проекта:
- стоимость;
- сроки;
- риски.
- Могут учитываются различные виды рисков (перечень рисков сокращается или расширяется в зависимости от задач проекта):
- инфраструктурные ограничения;
- ограничения, связанные со сложными климатическими условиями (например, ограничение погрузо-разгрузочных работ при сложном ветро-волновом режиме);
- риски, связанные с конкуренцией за транспортную инфраструктуру.
- Пример 1. Оценка конкурентоспособности морского портового терминала (переориентация существующего терминала под новые виды грузов)
- Перед Морстройтехнологией была поставлена задача оценить конкурентоспособность СУЩЕСТВУЮЩЕГО терминала, но для НОВОГО вида груза.
- Для нескольких новых интересных для Заказчика видов грузов были выделены:
- основные точки отгрузки этих новых грузов (охватывающие более 80% всего российского экспорта);
- два альтернативных направления экспорта (северная и южная Европа);
- альтернативные речные маршруты.
Все варианты транспортных схем с новыми видами грузов сравнивались со схемой через терминал Заказчика.
- Таким образом, для каждого потенциального грузовладельца были определены наиболее выгодные направления выбранного груза с использованием инструмента нетбеков.
- Оказалось, что некоторым грузовладельцам вариант транспортной схемы с рассматриваемым терминалом заведомо невыгоден, поэтому не имеет смысла проводить с ними переговоры.
- Для других грузовладельцев схема с использованием этого терминала была сопоставима по стоимости с альтернативными направлениями, поэтому были определены размеры ценовой скидки, которые были бы достаточны, чтобы привлечь этих грузовладельцев.
- Для ряда грузовладельцев в летний период, с открытием речной навигации, открывается наиболее дешевый канал экспорта, но зимой эти грузопотоки необходимо перенаправить в морские порты. Моделирование позволило определить оптимальное ценовое предложение портового терминала заказчика для разных сезонов.
- Это вооружило владельца терминала аргументами для определения позиции на переговорах (не давать скидку больше необходимого), и позволило привлечь нового грузовладельца (предложив ему вариант дешевле текущего).
- Таким образом, проведённая работа позволила адресно и более аргументировано проводить переговоры для привлечения на существующий терминал новых видов грузов.
- Пример 2. Разработка логистической стратегии освоения месторождения
- Для освоения месторождения за короткое время необходимо было доставить относительно небольшой объем (до 250 тыс. т в год) очень широкой номенклатуры грузов. География поставщиков включала как многочисленные российские регионы, так и точки отгрузки за рубежом.
- При моделировании грузопотоков были определены основные точки отгрузки и возможные маршруты доставки (через морские и речные порты, сухопутным и воздушным транспортом) и для них рассчитаны затраты на транспортировку и хранение. Отдельно были также оценены возможности инфраструктуры на этих маршрутах и риски, характеризующие транспортные схемы. Так, одним из важнейших ограничений является сезонность работы различных видов транспорта в условиях Крайнего Севера.
- Моделирование позволило:
- выделить оптимальные транспортные схемы и понять, в каких точках (портах) целесообразно арендовать или приобретать активы, а с какими терминалами заключать договора на перевалку как запасной вариант для снижения рисков;
- определить позицию на переговорах с поставщиками услуг: с кем можно говорить о снижении цены, а где переговоры бесполезны (например, если даже при условии скидки в порту общая стоимость транспортной схемы остается неконкурентоспособной);
- определить наилучшие транспортные схемы с учетом рисков, сезонности и исходя из необходимости круглогодичного обеспечения завоза грузов – в ряде случаев были выбраны относительно дорогие транспортные схемы, которые при этом требовали меньших вложений в инфраструктуру;
- выявить чувствительность транспортных схем к возможным изменениям железнодорожных тарифов и выбрать наименее чувствительные.
- Более подробно пример методического подхода к разработке логистики для труднодоступных месторождений показан в презентации:
Дополнительные материалы на эту тему:
«Транспортная система ЯНАО» – доклад Софьи Катковой на конференции «Нефть и газ российской Арктики»
Транспортная система Янао: видовая конкуренция или синергия?
Пример 3. Определение оптимальных транспортных схем с использованием речного транспорта для металлургического комбината.
- Целью работы было определение конфигурации оптимальных транспортных схем для доставки сырья и готовой продукции на Выксунский металлургический завод с использованием речного и смешанного (река-море) транспорта. Одновременно требовалось определить возможности участия в этих схемах строящегося терминала в порту Усть-Луга.
- Сложность задачи состояла также в том, что различные судовладельцы предлагали различные ставки на простых и комбинированных маршрутах. Разброс ставок фрахта составлял 30-40%.
- Моделирование грузопотоков позволило определить:
- направления, на которых схемы с речным транспортом конкурентоспособны;
- возможные выгоды от перехода к этим транспортным схемам;
- допустимый диапазон стоимости перевалки в речных пор тах, при котором оптимально использовать речные транспортные схемы;
- возможных судовладельцев для реализации поставленной задачи.
- Для анализа грузопотоков разработана модель на базе Excel, которая помогает автоматизировать эти расчеты и наглядно визуализировать их результаты. Примеры визуализации приведены в презентации: