Технологической основой терминала любого назначения является подъемно-транспортное оборудование. Основное подъемно-транспортное оборудование для универсальных (многофункциональных) терминалов – универсальное грузоподъемное оборудование и универсальные транспортирующие машины циклического действия.
Их универсальность обеспечивается разнообразными сменными грузозахватными приспособлениями, позволяющими перегружать широкую номенклатуру контейнерных, тарно-штучных (генеральных) и навалочных грузов.
Выбор кранового оборудования базируется на оценке численных значений их технико-экономических показателей (ТЭП):
- стоимость;
- производительность;
- грузоподъемность;
- вылет стрелы;
- нагрузки на основание;
- потребляемая мощность;
- эксплуатационные затраты и т.д.
Помимо ТЭП, выбор крана, например, для портового терминала универсального назначения выполняется с учетом экспертных оценок основных качественных характеристик (КХ) – дополнительных критериев оценки конкурентоспособности кранов:
- универсальность, или способность работать с разными видами груза;
- технологичность, или скорость и амплитуда рабочих движений с номинальным грузом, обеспечивающая обработку с требуемой производительностью как трюмов расчетного судна, так и железнодорожных подач, автомобилей или складских площадок;
- мобильность, или способность кранов оперативно перемещаться в границах порта между грузовыми фронтами (причальным, железнодорожным, автомобильным) и складскими рабочими зонами.
Ниже приведена структура основных типов полноповоротных стреловых самоходных кранов и их конструктивные особенности, которые могут влиять на выбор оборудования по приведенным выше критериям.
Все полноповоротные стреловые краны обеспечивают, помимо вращения, подъем груза, изменение вылета стрелы и передвижение крана, для чего предназначены соответствующие механизмы и устройства, имеющие свои преимущества и недостатки с точки зрения соответствия конкретным критериям для выбора крана.
Типы полноповоротных стреловых самоходных кранов
Экономическая эффективность и конкурентоспособность портовой перевалки грузов может быть достигнута при гармонизации различных качеств оборудования. Философия гармонизации, или бесконечное стремление к идеальности любой технической системы, включая портовое перегрузочное оборудование, основывается на формировании оптимального (для конкретного пользователя) соотношения функциональных возможностей и совокупных затрат на изготовление и эксплуатацию.