Морской порт играет особую роль в современных логистических системах. Активное развитие мировой торговли привело к тому, что большая часть торгового обмена осуществляется между удаленными друг от друга странами и континентами, для которых морское сообщение является единственной альтернативой.
В жизни портового города морской порт также играет большую роль.
Во-первых, порты аккумулируют значительные грузопотоки, которые проходят транзитом либо обрабатываются в городе. И в том, и в другом случае это сказывается на организации логистики. Размер грузопотоков и их направление определяют требования к транспортной инфраструктуре.
Значение морского порта для транспортной системы города иллюстрирует данная диаграмма. Морской порт является грузогенерирующим объектом для железнодорожного, автомобильного, внутреннего водного транспорта – то, что пришло с моря, затем доставляется по суше, создаются новые грузопотоки.
Объем грузовых перевозок в Московском и Санкт-Петербургском транспортных узлах, в млн. т
Во-вторых, морской порт – это источник экономического роста. Многие производители, рассматривая возможные площадки размещения новых производств, предпочитают портовые города, так как это существенно снижает логистические издержки. Создаются портовые индустриально-логистические зоны (концепция PortCentricLogistics).
Морской порт сам является потребителем различных услуг и потому дает стимул для развития смежных отраслей. Портовую деятельность отличает высокий мультипликативный эффект – это значит, что инвестиции в портовые проекты создают дополнительный спрос в других отраслях экономики, а одно новое рабочее место в порту приводит к созданию еще до 5-7 рабочих мест в других отраслях.
В-третьих, портовая деятельность вносит коррективы в территориальное планирование и градостроительное развитие. Исторически сложилось так, что портовые города формировались вокруг порта, как вокруг ядра. Со временем города росли и развивались, обрастая новыми деловыми, жилыми, промышленными районами. Порт оказался «зажат» городской застройкой, а грузопотоки выросли. Требуется найти возможности развития портовых мощностей в условиях территориальных ограничений. И здесь современная наука и практика предлагают различные решения.
Одно из них – это вынос портовых мощностей из центра города и/или строительство аванпортов. Развитие портов идет за счет присоединения территорий вне плотной городской застройки, в устьевых портах – ближе к морю, где больше глубины. Подобные тенденции характерны для многих портовых городов – Хельсинки, Рига, Таллин, Санкт-Петербург.
Наличие в городе или регионе морского порта – это одновременно и новые проблемы (нагрузка на инфраструктуру), и новые возможности. Грамотное планирование позволяет работать с проблемами и максимально использовать возможности.
Эти и другие тенденции развития логистики и портовых городов мы учитываем в разработке стратегических и программных документов транспортной отрасли. Можно выделить следующие основные направления разработок:
- Разработка транспортных стратегий и программ регионов
- Оценка влияния морских портов на экономику региона
- Оценка целесообразности переноса портовых мощностей и проектирование аванпортов
- Разработка стратегических планов и проектирование различных типов логистических центров, в том числе индустриально-логистических портовых зон
«Морстройтехнология» родом из Санкт-Петербурга, и мы не перестаем работать для гармоничного развития города и порта. Среди реализованных нами проектов:
А также проекты в других городах: