Лидером по суммарной грузоподъемности долгое время являлся наливной флот, однако с конца 2010 года первенство перехватил навалочный. Дедвейт мирового балкерного флота в настоящее время превысил 600 млн т. Мощность некоторых портовых угольных терминалов превышает 100 млн т в год.
Крупнейшим угольным портом в настоящее время является китайский порт Циньхуандао (Qinhuangdao), провинция Хэбэй. Согласно информации китайского делового журнала «China PRO», в 2009 г. в результате расширения угольных терминалов их пропускная способность приблизилась к 200 млн тонн в год. Удивительной особенностью для порта с такими мощностями является отсутствие глубин (у причалов 13 м) для подхода крупнотоннажных балкеров, максимальное судно – 50 000 т DWT.
В России основной объем массовых навалочных грузов – каменный уголь на экспорт. Ниже в качестве примера представлена информация по основным действующим специализированным угольным терминалам в РФ и по терминалу в Вентспилсе (с крытым складом для угля).
Мощности действующих российских специализированных терминалов составляют 8-12,5 млн. т в год, максимальный дедвейт судов – до 150 тыс.т.
В проектировании находятся терминалы мощностью до 25-30 млн. т/год (порт Ванино, Восточный, Тамань).
Восточный (ППК-3) | Ванино (Дальтрансуголь) | Усть-Луга (Ростерминалуголь) | Вентспилс (Baltic Coal Terminal), 1 очередь | |
Пропускная способность, млн.т/год | 12,5 | 12 (проект) | 12, проектная 8 | 6 |
Макс. DWT тыс.т | 150 | 180 | 100 | 120 |
МГФ | Двусторонний пирс, Длина причалов 2х381 м, глубина -16,5 м СПМ 4х3000 |
Двусторонний пирс, Длина причалов 2х361 м, Глубины: западная сторона 16,0 м восточн. сторона 20,5 м СПМ 2х3500 |
Фронтальный причал длина 565 м глубина 14-16м СПМ 2х3500 т/час | Двусторонний пирс, Длина причалов 2х340 м, глубина -16,0 м СПМ 1х3000 |
Склад | Открытый склад Вместимость 600 тыс.т Реклаймеров Стакеров |
Открытый склад Вместимость 800 тыс.т Комбинированные машины стакеры-реклаймеры 3 ед. |
Открытый склад Вместимость 790тыс.м2 2 Стакер-Реклаймера 2х3500т/час Стакер 1х3500т/час Реклаймер 1х3500т/час |
Крытый склад 210 тыс.т с кратцер-краном |
ЖГФ | 2 вагоноопрокид. (типа тандем) До 700 ваг./сут. Тепляк на 72 вагона | 2 вагоноопрокид. (типа тандем) До 700 ваг./сут. Тепляки 2х16 вагонов | 2 вагоноопрокид. (типа тандем) До 700 ваг./сут. Тепляки 2х12 вагонов | 2 вагоноопрокид. 2х24 ваг./час До 700 ваг./сут. Тепляки 2х8 вагонов |
Морской грузовой фронт терминала для погрузки судов до 150 тыс. т, состоит из двустороннего пирса и четырех неповоротных СПМ | Склад терминала |
Угольный терминал в Восточном порту (ППК-3)
Порт Ванино, мыс Бурный, угольный терминал ОАО «Дальтрансуголь» (на первом плане морской грузовой фронт терминала для погрузки судов до 150 тыс. т, состоит из двустороннего пирса с глубиной 20 м и двух полноповоротных СПМ; обширная территория и благоприятный рельеф территории позволили организовать технологический процесс приема ж.д. подач, оттаивания (зимой), выгрузки вагонов и их последующей зачистки по кольцевой схеме)
Порт Усть-Луга.
Специализированный угольный терминал «Ростерминалуголь»