Строительство логистических центров – одно из важнейших направлений развития транспортной инфраструктуры. Логистические центры – это широкое понятие, которое включает в себя и склады на производстве, и портовые индустриально-логистические зоны, контейнерные терминалы, сухие порты, рейлпорты и мультимодальные комплексы.
Все это – логистические центры, но у них разная бизнес-стратегия и требования к технической инфраструктуре.
Инвестору, собственнику и оператору всегда важно, чтобы проект был реализуем, коммерчески эффективен. Причем определять, как сделать проект конкурентоспобным, необходимо в процессе проектирования и замысла, т.е. в самом начале инвестиционного процесса.
В основе успешного проекта ЛЦ должна лежать идея, концепция – что полезного может предложить рынку данный ЛЦ? В чем его отличие от конкурентов? Так, например, идея сухого порта – в том, что он расположен ближе к рынку потребления и служит «интерфейсом» взаимодействия между морским портом и грузоотправителями. В сухом порту консолидируются грузопотоки от грузоотправителей региона, достигается эффект экономии масштаба при перевозках в порт.Критерий конкурентоспособности – наличие у нового логистического центра грузовой базы.
В свою очередь, возможность привлечь грузопотоки зависит от:
– Текущего состояния и перспектив развития региональной и национальной экономики – это условия, в которых будет развиваться новый логистический центр. От динамики развития отраслей зависит структура и объем грузопотоков. Конъюнктура внешних рынков также важна, она определяет направление экспортно-импортных грузопотоков. Понимание макроэкономического контекста также необходимо.
– Места размещения терминала. Это настолько важный параметр, что ему можно уделить отдельное внимание. А если кратко, то выбор места связан не только с удачным расположением относительно обслуживаемых рынков сбыта или регионов грузогенерации, но и наличием транспортных связей, возможностью строительства необходимых развязок, загруженностью транспортных магистралей, наличием и качеством инженерной подготовки территории, конфигурацией и рельефом участка… не последнюю роль играют и имущественные отношения, возможность выкупа участка, характеристика соседей и другие факторы.
– Мультимодальных связей, т.е. включенности логистического центра в сеть товародвижения через различные виды транспорта. Каждый вид транспорта имеет свои особенности, тяготеющие к нему грузопотоки. Так, например, логистический центр с речными причалами имеет возможность привлекать дополнительные сезонные грузопотоки, автотранспортом будет обслуживаться региональный рынок, а импортные грузы могут приниматься с железной дороги. При этом логистический центр служит «интерфейсом» между различными видами транспорта, технологиями перевозки (например, если происходит затарка контейнеров).
– Продуманного комплекса основных и дополнительных услуг. В зависимости от того, на какие грузопотоки ориентирован логистический центр, определяется его спектр услуг. Например, если планируется сухой порт, то может предусматриваться затарка/растарка контейнеров, формирование контейнерных поездов в сообщении с морским портом. Если логистический центр призван обслуживать сбытовые подразделения компании, то возможны услуги по ответственному хранению, комплектации заказов, дистрибуции на региональные рынки.
– Соответствия технических характеристик комплекса предлагаемому комплексу услуг.
– Грамотных технологических и строительных решений.
– Эффективная организационная, финансовая схема.
Как правило, логистический центр – это сложный объект, с широкой номенклатурой услуг, оказание которых требует различных компетенций и ресурсов. Не всегда они могут концентрироваться в рамках одной компании, и в таком случае проект реализуется силами нескольких партнеров. Как правило, выделяются функции инвестора, проектировщика, застройщика, операторов (по различным бизнес-сегментам). Важно, чтобы выбранная модель взаимодействия между ними приводила не к столкновению интересов, а к синергии.
Почему МСТ?
-
В английской терминологии есть такое понятие – shedmasters. Это специалисты, которые могут спроектировать вам на выбор любую «коробку» склада. А где она будет располагаться, и чем ее «начинить» - остается вне их компетенции.
-
Для нас логистический центр – это не «коробка» с колоннами и воротами, а прежде всего элемент в логистической системе, и мы знаем, где его лучше расположить, как он будет взаимодействовать с автомобильным, железнодорожным, морским, речным транспортом; какие грузопотоки он сможет привлечь и какой должна быть оптимальная конфигурация.
-
Примеры работ:
-
Программа развития Санкт-Петербургского транспортного узла. Анализ грузовой базы