Транспортное обеспечение является ключевым фактором успеха при освоении и последующей эксплуатации месторождений в труднодоступных районах севера – на Ямале, Гыданском полуострове.
Между тем, решение логистических задач в суровых условиях Крайнего Севера – это высший пилотаж логистики. Сложностей много: суровый климат, отсутствие транспортной инфраструктуры, ограниченный период навигации и работы зимников и пр. В ситуации высокого риска цена ошибки очень велика, а соответственно и велика роль стратегического планирования.
Оптимизация логистики в труднодоступных регионах имеет те же цели и методы, что и оптимизационные проекты в других сегментах транспортно-логистической системы. Однако есть и ряд особенностей, связанных со спецификой проектов освоения арктических месторождений:
- Пиковый характер поставок материалов и оборудования в период освоения (3-6 лет).
- Большое количество точек отгрузки в случае задействования многих поставщиков (более 30) - Канада, Украина, Германия, Чехия, различные регионы России…
- Направления грузопотоков не определены заранее, т.к. поставщики определяются по результатам тендера
- Сезонные ограничения работы различных видов транспорта
- Сложный ветро-волновой режим в Обской Губе ограничивает возможность выгрузки с морских и речных судов
- Высокая стоимость строительства в условиях Крайнего Севера
- Существующая инфраструктура принадлежит конкурирующим собственникам
- Неуправляемый и непрогнозируемый поток грузов в точке выгрузки.
«Морстройтехнология» разработала собственный подход к реализации подобного рода проектов, с которым можно ознакомиться в презентации «Логистика для освоения труднодоступных месторождений. Практические примеры по освоению».
Дополнительные материалы на эту тему:
«Транспортная система ЯНАО» – доклад Софьи Катковой на конференции «Нефть и газ российской Арктики»