Алгоритм работы над моделью оценки влияния портовой деятельности может быть представлен в виде трех основных последовательных шагов:

  1. определение позитивных и негативных эффектов портовой перевалки;
  2. качественная и количественная оценка этих эффектов;
  3. составление интегральной оценки влияния портовой перевалки различных грузов.

Определение позитивных и негативных эффектов портовой перевалки

К числу положительных эффектов портовой деятельности были отнесены:

  • эффекты для бизнеса: доходы отрасли от портовой деятельности, доходы смежных отраслей;
  • социально-экономический эффект: занятость и связанные с нею доходы населения;
  • эффект для бюджета: налоговые отчисления с предприятий отрасли.

Эти эффекты в значительной степени взаимосвязаны.

К негативным эффектам относятся:

  • экологический ущерб от вывозящего транспорта;
  • потребление ценных земельных ресурсов, которые при альтернативном использовании могут давать больший социальный и бюджетный эффект;
  • риски  рыночной конъюнктуры: связанные с риском оттока грузопотока вследствие конкуренции либо неблагоприятной конъюнктуры на рынках перевозимых грузов.

Качественная и количественная оценка этих эффектов

Оценка положительных эффектов проводится по обобщенной схеме анализа мультипликативного эффекта.

 

Модифицированная схема формирования денежных потоков в порту.
Оценка мультипликативного эффекта

 

Основные принципы расчета показателей мультипликативного эффекта 

Показатель

Прямой эффект

Косвенный эффект

Индуцированный эффект

Общие
принципы
расчета

Базовые показатели: занятость и выручка рассчитываются по методу аналогии с портом Такома. Структура занятости и выручки по отраслям распространяется на Санкт-Петербург. Остальные показатели вычисляются на их основе.

Базовые показатели: занятость и выручка рассчитываются с использо­ванием готовых мультипликаторов (Ккосв), которые получаются по порту-аналогу (пп. 1.2, 2.2). Остальные показатели вычисляются на их основе.

Индуцированные эффекты рассчитываются с использованием готовых мультипликаторов (Кинд), которые получаются по порту-аналогу.

1

Занятость

1.1

Прямая занятость→ по структуре занятости в отрасли

1.2

Косвенная занятость
= (1.1)* Ккосв занятость

1.3

Индуцированная занятость
= (1.2)*Кинд занятость

2

Доходы (выручка) юридических лиц

2.1

Доходы компаний отрасли→ по структуре выручки в отрасли

2.2

Доходы отраслей, обслуживающих портовую деятельность
= (2.1)* Ккосв выручка

3

Доходы частных лиц

3.1

Доходы занятых в отрасли = 
(Сегмент отрасли 1)*
(Зарплата 1) +
(Сегмент отрасли 2)*
(Зарплата 2)+…

3.2

Доходы частных лиц, занятых в обслуживающих отраслях
= (3.1)* Ккосв доход

3.3

Доходы частных лиц, возникающие в результате расхо­дов занятых в портовой деятельности
=(3.2)* Кинд доход

4

Налоги с бизнеса (юридических лиц)

4.1

Налоговые отчисления компаний отрасли – рассчитываются от выручки

4.2

Налоговые отчисления компаний, обслуживающих портовую деятельность – рассчитываются от выручки

5

Налоги с частных лиц

5.1

Налоговые отчисления занятых в отрасли – рассчитываются от дохода частных лиц

5.2

Налоговые отчисления частных лиц, занятых в обслуживающих отраслях – рассчитываются от дохода частных лиц

5.3

Не рассчитывается

 

В качестве базовой методики предлагается  методика консалтинговой компании Martin Associates.  Исследования по этой методике проводились уже более 100 раз, и, таким образом, она является наиболее отработанной из имеющихся. Информация об их результатах наиболее доступна. 

Оценка положительных эффектов

Для того, чтобы обеспечить сопоставимость данных, классификация видов деятельности, отнесенных к прямым эффектам, берем оценки экономического влияния порта-аналога.

 К портовой отрасли или прямой занятости относится:

  • Наземный транспорт: железнодорожные и автомобильные перевозки грузов из/в порт.
  • Портовая деятельность:
    • деятельность по организации морской транспортировки: экспедиторские услуги, включая таможенное оформление;
    • деятельность по обслуживанию судов: буксировка, лоцманская проводка, агентирование, сюрвейерские и шипчандлерские услуги, баржинговые и бункеровочные услуги, судостроение и судоремонт;
    • деятельность по обработке грузов: услуги терминальных операторов, складские услуги, консолидация грузов, складские услуги, ремонт и хранение контейнеров.
  • Правительство/администрация – федеральные, региональные и муниципаль¬ные органы власти, оказывающие услуги, связанные с обработкой грузов (таможня, миграционная служба, министерства труда, сельского хозяйства и министерство торговли, органы охраны правопорядка, полиция и пожарная служба).
  • Администрация порта.
  • Банковские, юридические услуги и страхование.
  • Консалтинг/архитектура (проектирование).
  • Морское строительство.
  • Другие портовые услуги, включая охранные услуги в порту, экологические и санитарные службы.
  • Логистические центры (трактуются как потребители портовых услуг, и эффекты, связанные с ними, относятся к числу связанных, а не генерируемых портовой деятельностью).

Расчет косвенных эффектов

Косвенная занятость вычисляется с использованием мультипликатора по данным порта-аналога.

Доходы отраслей, обслуживающих портовую отрасль; доходов частных лиц, занятых в обслуживающих отраслях; налоговые отчисления компаний, обслуживающих портовую деятельность; налоговые отчисления частных лиц, занятых в обслуживающих отраслях поучаем путем умножения соответствующего показателя отрасли на мультипликатор по данным порта-аналога.

Расчет индуцированных эффектов

Индуцированная занятость,доходы частных лиц, возникающие в результате расходов занятых в портовой деятельности вычисляется через мультипликатор по данным порта-аналога. 

В условиях ограниченности ресурсов (территории, рабочей силы и др.) выбраны направления развития, способные принести наибольший эффект. В результате работы были созданы:

  • методика оценки мультипликативного эффекта портовой деятельности по различным типам грузов, использование которой позволяет не просто оценивать коммерческую или бюджетную эффективность перегрузочных комплексов, но и дать комплексную оценку их влияния на развитие экономики города в целом;
  • базовый и систематизирующий документ для последующих разработок в области портового строительства в Санкт-Петербурге.