Заказчик: ФГУП «Росморпорт»

Сроки выполнения работ: 2017-2020

Цель проекта: На причалах №№ 1-2 порта Петропавловск-Камчатский выявлен ряд дефектов, а причал № 3 выведен из эксплуатации. Кроме того, с момента строительства причалов изменились нормативные требования к сейсмоустойчивости сооружений, что привело к необходимости реконструкции.

Выполненные работы

Морстройтехнология выполнила по данному объекту:

  • инженерные изыскания;
  • проектную и сметную документацию.

Получены все необходимые заключения экспертиз.

Основные характеристики проекта

В состав комплекса на м. Сигнальный вошли:

1. Объекты федеральной собственности

  • Грузовой причал для приема и обработки расчетных судов (реконструкция причалов № 1 и № 2);
  • Грузовой причал № 3;
  • Операционная акватория причалов и необходимые средства навигационного оборудования;

2. Объекты инвестиционной составляющей

  • Тыловые складские площадки;
  • Внутриплощадочные сети инженерно-технического обеспечения;
  • Подкрановые пути;
  • Здание пунктов пропуска №1 и №2 и ограждение территории для обеспечения требований транспортной безопасности.

Выделение этапов строительства:

  • 1 этап – реконструкция причальных гидротехнических сооружений с учетом перспективных расчетных судов. В связи с очередностью финансирования в составе этапа 1 предусмотрено выделение этапа 1.1;
  • 2 этап – создание береговой инфраструктуры Комплекса.

Согласно техническому заданию, при реконструкции гидротехнических сооружений меняются их назначения, расчетные суда и эксплуатационные нагрузки.

Назначение причалов:

  • причалы №№ 1, 2 – обработка генеральных и контейнерных грузов;
  • причал № 3 – отстой судов портового флота;
  • берегоукрепление причала № 1 меняет назначение на грузовой причал.

Расчетный грузооборот – 680 тыс. тонн.

Нагрузка на покрытие от грузов, которые планируется обрабатывать на причалах, составляет до 10 т/м2, что превышает нормативные эксплуатационные нагрузки на них в существующем состоянии.

Предварительно рассматривались варианты конструкции гидротехнических сооружений: шпунтовая оторочка в виде больверка и высокий свайный ростверк с передней шпунтовой стенкой-оторочкой. В качестве основного варианта реконструкции в работе принят высокий свайный ростверк с железобетонным верхним строением и передней шпунтовой оторочкой. 

Конструктивный разрез

 

3d разрез

Разгрузку/погрузку судов транспортного флота планируется производить по следующим технологическим схемам:

  • «судно – кран – магистральный автомобиль или обратно»;
  • «судно – кран – оперативная складская площадка или обратно»;
  • «судно – кран – портовый тягач с полуприцепом (внутрипортовый транспорт) – складская площадка»;
  • «судно – кран – вилочный погрузчик (внутрипортовый транспорт) – складская площадка»;
  • «судно – кран портальный (или манипулятор) прикордонный – кран портальный тыловой – складская площадка»;
  • «склад – кран – магистральный автомобиль или обратно»;
  • «склад – погрузчик – магистральный автомобиль или обратно»;
  • «склад (оперативная складская площадка) – кран (погрузчик, тягач с полуприцепом) – склад или обратно».

 

Перевалка контейнеров на проектируемых причалах комплекса

Особенность проекта

Гидротехнические сооружения проектируются с учетом сейсмичности площадки строительства. В случае землетрясения причалы не должны пострадать.

Данные о сейсмичности районов закреплены в нормативных документах. Эти нормы переиздавались в 1962, 1969, 1981 и 2014 годах. К каждой редакции прилагаются обновленные карты общего сейсмического районирования, по которым определяется сейсмичность района. По данным карт, по отдельным районам сейсмичность увеличилась на 1-2 балла. Это коснулось портов Новороссийск, Туапсе, Сочи, Петропавловск-Камчатский, Махачкала и других.

Но причальные сооружения в портах уже построены. Для дальнейшей безопасной эксплуатации все эти сооружения требуют дополнительного сейсмоусиления.

В случае с портом Петропавловск-Камчатский требовалось найти наименее затратный способ реконструкции в условиях действующего предприятия.