Заказчик: ФГУП «Росморпорт»
Сроки выполнения работ: 2017-2020
Цель проекта: На причалах №№ 1-2 порта Петропавловск-Камчатский выявлен ряд дефектов, а причал № 3 выведен из эксплуатации. Кроме того, с момента строительства причалов изменились нормативные требования к сейсмоустойчивости сооружений, что привело к необходимости реконструкции.
Выполненные работы
Морстройтехнология выполнила по данному объекту:
- инженерные изыскания;
- проектную и сметную документацию.
Получены все необходимые заключения экспертиз.
Основные характеристики проекта
В состав комплекса на м. Сигнальный вошли:
1. Объекты федеральной собственности
- Грузовой причал для приема и обработки расчетных судов (реконструкция причалов № 1 и № 2);
- Грузовой причал № 3;
- Операционная акватория причалов и необходимые средства навигационного оборудования;
2. Объекты инвестиционной составляющей
- Тыловые складские площадки;
- Внутриплощадочные сети инженерно-технического обеспечения;
- Подкрановые пути;
- Здание пунктов пропуска №1 и №2 и ограждение территории для обеспечения требований транспортной безопасности.
Выделение этапов строительства:
- 1 этап – реконструкция причальных гидротехнических сооружений с учетом перспективных расчетных судов. В связи с очередностью финансирования в составе этапа 1 предусмотрено выделение этапа 1.1;
- 2 этап – создание береговой инфраструктуры Комплекса.
Согласно техническому заданию, при реконструкции гидротехнических сооружений меняются их назначения, расчетные суда и эксплуатационные нагрузки.
Назначение причалов:
- причалы №№ 1, 2 – обработка генеральных и контейнерных грузов;
- причал № 3 – отстой судов портового флота;
- берегоукрепление причала № 1 меняет назначение на грузовой причал.
Расчетный грузооборот – 680 тыс. тонн.
Нагрузка на покрытие от грузов, которые планируется обрабатывать на причалах, составляет до 10 т/м2, что превышает нормативные эксплуатационные нагрузки на них в существующем состоянии.
Предварительно рассматривались варианты конструкции гидротехнических сооружений: шпунтовая оторочка в виде больверка и высокий свайный ростверк с передней шпунтовой стенкой-оторочкой. В качестве основного варианта реконструкции в работе принят высокий свайный ростверк с железобетонным верхним строением и передней шпунтовой оторочкой.
Разгрузку/погрузку судов транспортного флота планируется производить по следующим технологическим схемам:
- «судно – кран – магистральный автомобиль или обратно»;
- «судно – кран – оперативная складская площадка или обратно»;
- «судно – кран – портовый тягач с полуприцепом (внутрипортовый транспорт) – складская площадка»;
- «судно – кран – вилочный погрузчик (внутрипортовый транспорт) – складская площадка»;
- «судно – кран портальный (или манипулятор) прикордонный – кран портальный тыловой – складская площадка»;
- «склад – кран – магистральный автомобиль или обратно»;
- «склад – погрузчик – магистральный автомобиль или обратно»;
- «склад (оперативная складская площадка) – кран (погрузчик, тягач с полуприцепом) – склад или обратно».
Особенность проекта
Гидротехнические сооружения проектируются с учетом сейсмичности площадки строительства. В случае землетрясения причалы не должны пострадать.
Данные о сейсмичности районов закреплены в нормативных документах. Эти нормы переиздавались в 1962, 1969, 1981 и 2014 годах. К каждой редакции прилагаются обновленные карты общего сейсмического районирования, по которым определяется сейсмичность района. По данным карт, по отдельным районам сейсмичность увеличилась на 1-2 балла. Это коснулось портов Новороссийск, Туапсе, Сочи, Петропавловск-Камчатский, Махачкала и других.
Но причальные сооружения в портах уже построены. Для дальнейшей безопасной эксплуатации все эти сооружения требуют дополнительного сейсмоусиления.
В случае с портом Петропавловск-Камчатский требовалось найти наименее затратный способ реконструкции в условиях действующего предприятия.