22 октября специалисты Морстройтехнологии, директор по логистике и аналитике А.А. Головизнин и начальник отдела технологии Н.О. Полушин, приняли участие в 12-й конференции «Техника и технологии для портов и грузовых терминалов». Это масштабное мероприятие собрало более 200 делегатов, включая представителей портов и поставщиков оборудования.

Александр Головизнин открыл конференцию докладом о ключевых трендах в портовой отрасли. Были раскрыты общие показатели грузооборота портов – как текущие, так и в долгосрочной перспективе. Основной акцент в докладе был сделан на тенденциях в четырех наиболее значимых грузовых сегментах: уголь, удобрения, зерно, контейнеры.

Несмотря на кризис в угольной отрасли, терминалы для перевалки угля продолжают развиваться. Причем сейчас это не только кэптивные терминалы экспортеров (что было привычной картиной прошлых лет), но и терминалы, ориентированные на рынок.

Перевалка удобрений – один из наиболее динамичных сегментов портовой отрасли в последние годы. Российские минеральные удобрения не попали под санкции. Экспорт продолжает расти и сдерживается уже не внешними факторами, а внутренними (квотирование). Перевалка удобрений в первом полугодии 2024 года достигла 21,5 млн тонн и выросла в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

На северо-западе за последние два с половиной года начали перевалку удобрений ООО «Феникс» (Бронка), ООО «Терминал МРП», АО «Морской порт Санкт-Петербург»; контейнерные терминалы ПКТ, ПЛП, НЕВА-Металл. Переоборудована под перевалку минеральных удобрений территория ОАО «БСМЗ», продолжается реконструкция. Ключевой тренд – использование универсальных технологий перевалки, к которым можно быстро адаптировать терминалы.

В последнее время получила развитие схема перевалки удобрений с использованием спецконтейнеров. Однако и проекты специализированных терминалов удобрений идут своим чередом. Запуск первой технологической линии терминала ОАО «МХК «Еврохим» в порту Усть-Луга (терминал Port Favor) запланирован на 4 квартал 2025 года.

На юге продолжается строительство терминала по перевалке минеральных удобрений «ОТЭКО» с заявленной мощностью 5 млн тонн.

Еще один развивающийся сегмент – это перевалка зерна. На этом рынке тон задает, безусловно, Азово-Черноморский бассейн. Однако растут мощности и на Балтике. В сентябре 2023 года открыт зерновой терминал ООО «Порт Высоцкий». Начаты отгрузки зерна на терминале Lugaport в порту Усть-Луга. Объемы перевалки этих терминалов пока не очень велики, но грузооборот растет.

Расширяет портовую инфраструктуру для перевалки зерновых ПАО «Астраханский порт».

Больше подробностей о тенденциях рынка перевалки угля, удобрений, зерна, а также контейнеров показаны в презентации А.А. Головизнина, размещенной в разделе «Публикации».