16 мая 2019 года в Мурманске состоялось выездное совещание Комитета АСОП по экологии и охране окружающей среды по вопросу внедрения наилучших доступных технологий в соответствии со справочником ИТС НДТ-46 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)».
Восьмой раздел справочника посвящен сокращению выбросов загрязняющих веществ при перевалке угля в морских портах. Эффективным способом борьбы с пылением угля на морских терминалах является установка пылезащитных экранов.
Это относительно новая технология для России. При столкновении ветра со стеной механическая энергия воздушного потока снижается, вследствие чего уменьшается скорость ветра. В то же время уменьшается сила и размер крупных вихревых потоков. По оценкам специалистов, установка экранов позволяет снизить концентрацию пыли каменного угля на 75-90%, в зависимости от параметров экранов и скорости ветра.
Мурманск неслучайно был выбран местом проведения совещания. В апреле 2019 года в АО «Мурманский морской торговый порт» состоялся ввод в эксплуатацию первой очереди пылеветрозащитных экранов.
В ходе мероприятия отмечалось, что в значительной мере именно опыт мурманских портовиков лег в основу принятого справочника наилучших доступных технологий.
Компания «Морстройтехнология» разработала проектную и рабочую документацию по строительству экранов. В совещании принял участие Сергей Семенов, директор по развитию Морстройтехнологии. Он рассказал о проекте строительства пылезащитных экранов в Мурманском морском торговом порту с точки зрения проектировщика.
В ходе проектирования пылезащитных экранов были решены следующие задачи:
- определение рационального расположения экранов на основе математического моделирования;
- разработка типовых конструкций экранов: шаг 3 м, 6 м, высота 20 м;
- разработка уникальных конструкций с пролетами до 30 м;
- более 10 секций с нестандартными технологическими проездами;
- отечественное производство панелей – ЗАО «СММ», материал сталь, толщина 1,5 мм;
- вынос и защита инженерных сетей в действующем порту (порядка 70 выносов);
- разработка ПОС в условиях действующего предприятия без остановки производства.
Презентация к докладу С. Семенова доступна здесь.