Один из крупнейших отечественных операторов строительного рынка в сегменте возведения сложных гидротехнических сооружений, ООО «Сочиморстрой», последние семь лет был занят главным образом реализацией проекта по возведению в устье реки Мзымта Имеретинского порта — основных морских ворот «Олимпстроя». Будучи структурным подразделением корпорации «Трансстрой», входящей в холдинг «Базовый Элемент» (один из основных инвесторов олимпийского строительства), компания «Сочиморстрой» значительную часть своих мощностей выделила на строительство олимпийского порта. 

Реализация проекта сталкивалась с серьёзными природными катаклизмами. Наиболее мощный ущерб строительству нанёс рекордный шторм 2009 года, но разрушенный им мол был быстро восстановлен, и в 2012 году порт с восемью причалами и мощностью перевалки 5 млн тонн был сдан, став основным приёмщиком грузов для построенной по соседству Адлерской ТЭС — главного источника энергии для Олимпиады. Ещё одним «олимпийским» проектом «Сочиморстроя» стала реконструкция морского пассажирского порта Сочи с перепрофилированием его под приём крупных круизных лайнеров. Это позволяет включить курортную столицу России в основные круизные маршруты Средиземного и Чёрного морей.

Другие портовые проекты «Сочиморстроя» в последние годы тоже сосредоточены в Черноморском бассейне. Прежде всего это касается Таманского транспортного узла, где компания занималась строительством причала для перевалки сжиженных газов и подходной эстакады к нему на мысу Железный Рог. Именно там и был впервые применён ставший уже знаменитым «пионерный» способ строительства причала — одновременно с воды и с суши. Новая технология позволила не зависеть от состояния моря и вести работу практически круглый год, за исключением периода очень сильных штормов и ветров. А в порту Туапсе компания строила балкерный причал, для которого был опробован другой оригинальный способ строительства. Погружение стальных свай осуществлялось через металлические рамы, являющиеся несущими конструкциями; максимально возможную точность процесса обеспечивал метод вибропогружения с последующей добивкой гидромолотом.

Учитывая то, что на ближайшие годы в морских портах Азово-Черноморского бассейна запланировано множество инвестпроектов (Тамань, Новороссийск, Ейск, Таганрог, Керчь и т. д.), «Сочиморстрой» вполне уверенно может смотреть в будущее. Работы для компании с её уникальными компетенциями в строительстве гидросооружений хватит и в балтийском, и в тихоокеанском регионах.

Справка о компании 

В настоящее время ООО «Сочиморстрой» является крупнейшей гидростроительной компанией России. Объектами гидротехнического строительства являются порты, причалы, пирсы, дамбы, берегоукрепительные сооружения. Компания выполнила строительство сложнейших гидротехнических сооружений, среди которых спецнефтеморпорт «Козьмино», Усть-Лужский контейнерный терминал, грузовой порт Сочи (порт Имеретинский), глубоководный причал «Роснефти» в порту Туапсе и другие.

Компания была создана на базе работавшего в советское время сочинского предприятия «Плавстройотряд». С 2004 года предприятие работает в системе ООО «Корпорация “Инжтранстрой”». С момента основания «Сочиморстрой» ставил перед собой комплексную цель — рост производительности труда и максимальное сокращение сроков строительства при сохранении высокого качества выполняемых работ, что в гидростроительстве, зависящем от погодных условий, крайне сложно. Для достижения этих целей в компании разработали технологию ведения работ «пионерным» способом, что в принципе делает предприятие инновационным. Эта новая технология позволила сократить время строительства в 2–2,5 раза и существенно улучшила положение компании на рынке. Суть технологии: с плавсредств в море погружаются основные сваи, далее на них завозятся подкранные балки. Они позволяют удерживать кран, работающий в режиме строительства и монтажа. В  то же время строительство ведётся и с берега, что значительно сокращает срок сдачи объекта. «Пионерный» способ предполагает наличие кранов грузоподъемностью не менее 280 тонн.

Также компания может предложить технологию работы в открытом море с помощью уникального оборудования. Платформа «Марина» грузоподъёмностью 450 тонн способна работать вне зависимости от погодных условий. Она устанавливается на грунте таким образом, что даже сильный ветер и волнение моря не влияют на работу. Использование техники такого уровня обеспечивает минимальные сроки строительства и высокое качество выполнения заказа.

«В нашей отрасли немного российских компаний, способных реализовывать серьёзные проекты»

— За счёт чего компании удаётся так динамично развиваться?

— При создании компании её руководством была сформулирована программная идеология — быть надёжным партнёром для любого заказчика с чётким соблюдением сроков и качества выполняемых работ. Для воплощения в жизнь этой нехитрой, на первый взгляд, истины компания «Сочиморстрой» обладала главным — коллективом строителей-профессионалов. Другой важной составляющей стала политика технического вооружения организации: вложение заработанных средств в приобретение высокопроизводительной техники от ведущих мировых производителей. Дальнейшее развитие компании подтвердило правильность выбранного пути. Репутация организации укреплялась одновременно с возводимыми объектами — от небольших в начале пути до крупных государственных строек сегодня. Одним из последних успешно завершённых проектов стало строительство дальневосточного порта Козьмино в Находке, который является важной составляющей трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан». Этот проект имел международное значение и находился на контроле у первых лиц государства.

— Какие цели на этапе динамичного развития были поставлены перед компанией?

— Основной задачей, сформулированной руководством, стало максимальное сокращение сроков строительства при сохранении качества выполняемых работ. Ведь специфика гидротехнического строительства — это сильная зависимость от погодных условий, особенно при работе на открытых морских акваториях. Это может существенно увеличить сроки возведения объектов, привести к дополнительным затратам, особенно в осенне-зимний период. Для решения этой задачи специалистами компании совместно с ЦНИИ транспортного строительства была разработана и применена технология ведения работ так называемым пионерным способом. Кроме того, мы применяем уже зарекомендовавшие себя методы ведения работ без существенного воздействия волнения моря на ход их выполнения, например, при помощи самоподъёмных строительных платформ. Одна из платформ для этих целей была приобретена в Голландии. Таким образом мы максимально сократили свою зависимость от морских погодных условий. Всё это позволило реализовать несколько проектов в рекордно короткие сроки.

— Насколько новые технологии позволяют сократить время строительства?

— В обширной базе нормативных документов на строительство, разработанных в Советском Союзе, существует норма, регламентирующая сроки возведения гидротехнических объектов. Для примера, построенный ООО «Сочиморстрой» за девять месяцев Балтийский контейнерный терминал в морском торговом порту Усть-Луга протяжённостью 440 погонных метров, согласно этим нормативам, должен был возводиться два — два с половиной года. Мы же сократили сроки строительства в два с половиной — три раза. Естественно, это выгодно заказчику, который вводит в эксплуатацию объект значительно раньше запланированного срока, что приводит к сокращению периода окупаемости всего проекта. Такие возможности существенно укрепляют наши конкурентные преимущества.

— Кроме технологий, есть ещё факторы, влияющие на скорость развития?

— Безусловно, это коллектив. Сохранив костяк специалистов, мы активно привлекаем и растим собственную молодёжь — рабочих, инженерно-технических служащих, административно-управленческий персонал. Сегодня у нас работает около 1400 человек. Они — наша основная движущая сила, которая позволяет брать на выполнение объекты любой сложности, смело участвовать в тендерах, уверенно смотреть в будущее. — В каком конкурентном окружении работает компания? — В нашей отрасли немного российских компаний, способных реализовывать серьёзные проекты. Эти компании не нуждаются в дополнительной рекламе, поэтому могу смело их назвать — речь идёт о ЗАО «ГТ-Морстрой» и ОАО «Трест “Севзапморгидрострой”». Мы с уважением относимся к нашим конкурентам и нередко совместно реализовывали крупные проекты. Однако выгодным преимуществом нашей компании как структурной единицы ООО «Корпорация “Инжтранстрой”» является наличие собственных производственных сил для реализации всего комплекса услуг — начиная от разработки проектной документации и заканчивая строительством всех инфраструктурных объектов, помимо гидротехнического строительства.

— Какие перспективы развития компании вы видите сейчас?

— В России до сих пор не хватает специализированных морских транспортных узлов, позволяющих обеспечить перевалку увеличивающихся грузопотоков. Частично это связано с распадом Советского Союза, когда многие порты отошли прибалтийским государствам и Украине, но в основном — с потребностью развивающейся современной России. Для решения этих задач рассматриваются вопросы освоения Таманского полуострова на Чёрном море, строительство специализированных портов на Белом и Баренцевом морях, продолжение освоения Дальнего Востока, расширение портов Балтики. Являясь лидером отрасли, ООО «Сочиморстрой» планирует принять непосредственное участие в реализации этих стратегических проектов. На сегодняшний день компания сосредоточила свои силы на Черноморском побережье для осуществления проектов в рамках подготовки к Олимпиаде 2014 года в Сочи — это строительство грузового порта в устье реки Мзымта, а также морского порта пассажирских и круизных перевозок Сочи.

(Из интервью заместителя генерального директора ООО «Сочиморстрой» Максима Головача Олигополистическая «газель» из Сочи, «Эксперт ЮГ» № 49–50, 2010 г. Арина Барсукова)


«Эксперт Юг» №29-30 (319)

Большинство проектов, построенных компанией были спроектированы ООО "Морстройтехнология"

Создание грузового района порта Сочи с созданием береговой инфраструктуры в устье Мзымта с дальнейшим перепрофилированием в инфраструктуру яхтинга

Проект международного центра морских пассажирских и круизных перевозок в г. Сочи

Разработка рабочей документации строительства причалов №№3-4 контейнерной составляющей автомобильно-железнодорожного паромного комплекса в морском торговом порту Усть-Луга

Разработка обоснований инвестиций по проекту «Создание международного центра морских пассажирских и круизных перевозок в г. Сочи»

Глубоководный причал 1А для перегрузки темных и светлых нефтепродуктов в порту Туапсе.