Первого сентября этого года был введен в действие ГОСТ Р 59657-2021 «Гексабиты для берегозащитных и оградительных сооружений. Технические условия».

Несмотря на то, что сам бетонный фасонный блок «гексабит» был придуман еще в 1979 году в СССР (группа авторов: Завьялов В.К., Жуковец А.М., Мищенко С.С., Мялкин Б.А.), до 2019 года норматива на его изготовление не существовало.

Отдельные положения по устройству защитных креплений при помощи гексабитов содержались в ведомственных нормативах Минобороны (ВСН 80-80, затем ВСП 33-03-07), в редких методических рекомендациях и, что интересно, в СНиП Республики Казахстан.

При этом этот тип блока не назвать «хорошо забытым старым»: ведущие проектные институты страны на протяжении многих лет применяют гексабиты в своих сооружениях, при этом даже вносят некоторые изменения в их вид и конструкцию. Пробел в нормативной базе взялся исправить в 2019 году Научно-исследовательский центр «Морские берега» из Сочи – профильная научная организация в области берегозащиты. Этот же центр является автором актуализации ГОСТ 20425-2016 «Тетраподы для берегозащитных и оградительных сооружений» и нового СП 277.1325800.2016 «Сооружения морские берегозащитные. Правила проектирования».

ООО «Морстройтехнология» давно применяет гексабиты на своих объектах, и, кроме того, имеет многолетний опыт сотрудничества с «Морскими берегами»: множество наших объектов «обкатаны» в волновых лабораториях НИЦ. Поэтому при общественном обсуждении проекта ГОСТ наши специалисты постарались как можно более подробно изучить проблематику и помочь разработчикам учесть все возможные нюансы. В разработке предложений и дополнений в текстовую и графическую части ГОСТ непосредственное участие принимали на то время сотрудники Гидротехнического отдела Хромихин Н.М., Апушкин Ф.И., Крекнин Д.В., главный инженер Лисовский С.В., руководитель разработки – Горгуца Р.Ю.

Большую помощь оказали также специалисты проектного института 23 ГМПИ - филиала АО «31 ГПИСС». Наших совместных замечаний и предложений оказалось так много, что на данном этапе их было невозможно учесть в полном объеме. Слишком много областей применения у гексабита, чтобы предусмотреть каждый случай. По разным причинам не вошли в финальную версию документа предложения по схемам армирования; к дальнейшему изучению и проработке рекомендованы вопросы применения композитной арматуры и фибры, а также методики динамических испытаний в натурных условиях. Но главное, теперь есть утвержденная основа, которую можно дальше развивать. Поэтому желаем современным инженерам-гидротехникам не только успешного использования нового ГОСТ, но и появления новых идей по усовершенствованию и ГОСТ, и непосредственно самих гексбитов.

Коллег из НИЦ «Морские берега» и 23 ГМПИ благодарим за нашу совместную интересную и полезную работу.