На конференции «Перспективы развития Большого порта Санкт-Петербург 2020» Александр Головизнин рассказал о перспективах развития Большого порта Санкт-Петербург и его окружения. Акцент в выступлении сделан на портах Балтийского бассейна – итогах их работы, тенденциях грузопотоков и проектах развития мощностей.

Понять судьбу новых портовых проектов можно, если посмотреть на них с точки зрения грузопотоков.

В последнее десятилетие Балтийский бассейн теряет свои позиции на контейнерном рынке, его доля в общероссийском внешнеэкономическом грузопотоке снижается.

Перевалка угля играет важную роль в деятельности российских портов, в том числе и на Балтике. По всем прогнозам, потребление угля в Европе будет сокращаться. Несмотря на это, угольные терминалы региона пока работают, остается транзит угля через Прибалтику. В перспективе на ситуацию будет влиять и конкуренция со стороны южного направления, например, нового глубоководного терминала ОТЭКО. В целом, по всей видимости, судьба проектов угольных терминалов Балтийского моря будет нелегкой именно из-за сокращения грузовой базы.

Порты Балтийского бассейна (как российские, так и зарубежные) играют ведущую роль в экспорте российских минеральных удобрений. Транзитные грузопотоки переходят из Прибалтики в Финляндию, мощностей российских портов пока не хватает. Однако уже в ближайшее время ситуация может измениться в связи с вводом в эксплуатацию нового терминала компании «Ультрамар».

В зерновом сегменте единственным инвестором с гарантированным собственным грузопотоком является проект компании «Содружество».

Еще один перспективный сегмент стивидорного рынка – перевалка метанола. Россия экспортирует этот продукт в достаточно большом объеме, но до сих пор не имеет собственных терминалов для его перевалки. Велика вероятность их появления именно на Балтике.

Видеозапись доклада доступна в разделе «Блог», презентация опубликована в разделе «Публикации».