16-17 сентября в Москве прошла конференция «Рынок леса и пиломатериалов», организованная компанией MAXConference.

Александр Головизнин, директор по направлению аналитика и логистика Морстройтехнологии, рассказал участникам о тенденциях логистики лесных грузов.

В советское время работали крупные специализированные лесные порты: Ленинградский, Новороссийский, в Архангельске, Игарке. Сейчас бывшие лесные порты стали контейнерными (как Петролеспорт или Новорослесэкспорт) или универсальными терминалами. Куда и почему исчезли лесные порты?

Этому есть несколько причин. Принципиально изменилась грузовая база. Основу грузооборота лесных портов составлял круглый лес и пиломатериалы, а именно в этих сегментах произошли серьезные изменения.

Экспорт круглого леса снизился под давлением возрастающих пошлин. А оставшиеся объемы идут по железной дороге в Китай, который является для России ключевым рынком.

Экспорт пиломатериалов также сокращается. Снижается доступность деловой древесины – то, что в хорошей транспортной доступности, уже использовано. Не хватает региональных дорог, снижаются глубины на реках. Увеличилась глубина переработки – экспортируются целлюлоза, бумага, и т.д. Эти грузы идут небольшими партиями, в контейнерах. Отгрузка идет через те порты, где есть развитая контейнерная логистика, судоходные линии (например, Большой порт Санкт-Петербург).

Экспорт пиломатериалов также не избежал контейнеризации. Доля поставок пиломатериалов в контейнерах в экспорте продолжает расти и в 2019 году составила 38%.

Изменились и направления экспорта пиломатериалов. Ключевым рынком для России сейчас является, опять же, Китай, причем преимущественно его центральные, внутренние районы. Целый ряд факторов способствовал тому, что маршрут поставок в Китай через сухопутные погранпереходы становится все более привлекательным.

Российский экспортный центр субсидирует железнодорожные перевозки по территории РФ. Китайское правительство субсидирует импортные перевозки по территории Китая.

Одновременно растут затраты экспортеров при отгрузках через морские порты. Особенно это касается контейнеризированных отправок. Прошли времена, когда двигателем контейнерного рынка был импорт. Объемы контейнеризированного экспорта стабильно растут. Ожидается, что в 2022 году объем экспорта в контейнерах может сравняться с объемом импорта. А это означает две вещи. Во-первых, рост ставок на контейнерных линиях в экспортном направлении – перевозка в экспорте стала стоить дороже, чем в импорте. Во-вторых, возникает дефицит порожних контейнеров под затарку пиломатериалов.

Доля экспорта пиломатериалов в контейнерах через сухопутные погранпереходы выросла с 35% в 2018 году до 59% в 2020 году, и это является развитием более долгосрочной тенденции.

Относительно новым, но безусловно перспективным сегментом являются пеллеты (древесные гранулы). Мировая торговля пеллетами эволюционировала в сторону крупнотоннажных судов. Поставки на европейский рынок идут судами типоразмера Handysize, на трансатлантическом направлении – Panamax. Для железнодорожной перевозки пеллет используются вагоны высокой грузоподъемности, для хранения применяются специализированные склады-силосы, а технологии перевалки в морских портах позволяют эффективно обслуживать крупные суда. В России же до сих пор нет ни одного специализированного портового терминала для пеллет, морские отгрузки осуществляются судами дедвейтом 3-5 тыс. тонн.

Очень большая часть российского экспорта целлюлозы, бумаги, картона осуществляется в контейнерах. В свое время переход к контейнеризации стал прогрессивным шагом для российской логистики. Однако конкуренты России на внешнем рынке, например, финские производители, работают иначе. Продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности отгружается крупными партиями на специализированных судах, действуют специализированные терминалы. Правда, здесь другие объемы и география производства. Это дает возможность применять иные технологии, которые оказываются более эффективны, чем использование стандартных контейнеров.

Перспективы логистики лесных грузов связаны с развитием новых технологий транспортировки, которые позволят российским экспортерам конкурировать со своими зарубежными коллегами. Некоторые примеры таких технологических решений, уже активно применяющихся в других странах, приведены в презентации А. Головизнина.

Презентация доступна для скачивания здесь.