Конференция «Argus Транспортировка и логистика навалочных грузов 2019» («Argus Dry Bulk 2019») организована международным ценовым агентством Argus уже во второй раз. Встреча специалистов отрасли состоялась в Геленджике. Место было выбрано не случайно – как и в прошлом году, особо интересной частью программы стало посещение терминала навалочных грузов ОТЭКО в порту Тамань.
Оценить место этого проекта в логистической инфраструктуре помог доклад Морстройтехнологии. Ольга Гопкало, главный специалист компании, открыла рабочую сессию конференции рассказом о перспективах развития портовых терминальных мощностей в Азово-Черноморском бассейне.
В последние 10 лет объемы перевалки навалочных грузов в России выросли в 2,3 раза, тогда как прочие грузы показали увеличение примерно в 1,5 раза. Если для России в целом основным двигателем роста стали уголь и зерно, то для Азово-Черноморского бассейна динамику задает зерно.
В постсоветский период глубоководные порты оказались за границами России. По мере развития внешней торговли, возникла потребность в строительстве глубоководного терминала навалочных грузов на российском побережье. Так появились проекты Сухогрузного района порта Тамань и комплексная инвестиционная программа компании ОТЭКО.
Оба этих проекта имеют долгую историю. В сентябре 2019 года угольный терминал ОТЭКО перегрузил уже первый миллион тонн угля. По данным Министерства транспорта, в связи с текущими низкими ценами на уголь возможные участники проекта Сухогрузного района порта Тамань проводят дополнительную углубленную оценку своего участия в проекте.
По сообщению Романа Мисника, заместителя генерального директора по транспорту и логистике компании «Металлоинвест», в ходе дискуссии на конференции, в проекте решено выделить большее количество этапов, в частности, так называемую нулевую фазу. В настоящее время проводится экономическая оценка этого этапа, после чего может быть уточнена позиция возможных участников концессии.
В порту Новороссийск динамику задают два ключевых игрока – ПАО «НМТП» и ООО «ДелоПортс» (группа компаний «Дело»). Планы группы «Дело» в отношении навалочных грузов достаточно ясны: уже начато строительство глубоководного зернового терминала № 40А. На Петербургском международном экономическом форуме президент группы компаний «Дело» Сергей Шишкарев сообщил: «… к зерновому сезону 2021 года у нас будет уникальный причал с осадкой до 17 м с возможностью принимать суда до 100 тыс. тонн или одновременно два Panamax по 50 тыс. тонн каждый. Самый глубоководный причал на Черноморском побережье появится раньше планируемых сроков».
Новый причал позволит принимать суда, по размерам сопоставимые с запланированными причалами зернового терминала ОТЭКО. Более крупные суда откроют новые возможности для экспортеров. В настоящее время Россия слабо представлена на азиатских зерновых рынках по сравнению, например, с Украиной. Одной из причин этого служат логистические ограничения. Так что запуск глубоководного причала может оказать существенное влияние на весь зерновой рынок.
Стратегия развития ПАО «НМТП» пока не была представлена публике. Тем не менее, опираясь на высказывания топ-менеджеров компании, можно предположить, что ключевым ориентиром новой стратегии будет универсальность и возможность работать с широкой номенклатурой нишевых навалочных грузов, для которых строительство мощных специализированных комплексов будет нецелесообразным.
Презентация к докладу доступна здесь.