В статье описаны натурные испытания подкрановых балок специалистами ООО «Морстройтехнология» с целью определения возможности установки современной перегрузочной техники для эксплуатации на прикордонном рельсовом крановом пути кранов-перегружателей.
Общество с ограниченной ответственностью «Морское строительство и технологии» (ООО «Морстройтехнология») является проектной организацией полного цикла, имеет необходимые Свидетельства СРО, позволяющие выполнять проектно-изыскательские работы в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, аккредитовано в Федеральной службе по аккредитации — Росаккредитация (реквизиты аттестата РОСС RU.0001.21СВ01, область аккредитации — здания и сооружения предприятий водного транспорта).
В составе ООО «Морстройтехнология» имеется Испытательный центр с собственной водолазной службой, организация является членом Ассоциации экспертных организаций по техническому контролю портовых гидротехнических сооружений «Морпортэкспертиза», имеет квалифицированных специалистов в области контроля технического состояния гидротехнических сооружений, необходимую нормативнометодическую и материально-техническую базу.
Наряду со стандартными повседневными задачами проектирования и/или анализа технического состояния ГТС, а также испытаниями свай различной конструкции ООО «Морстройтехнология» решает поставленные заказчиками нестандартные задачи, требующие креативного подхода. Решение нестандартных задач обеспечивается наличием квалифицированного персонала, работающего в науке десятки лет, а также нестандартного оборудования, датчиков и т.д.
На сегодняшний день в ООО «Морстройтехнология» работают 1 академик, 1 доктор наук, 5 кандидатов наук. Одна из таких задач, успешно решенных в 2015 году, — натурные испытания подкрановых балок с целью определения возможности установки современной перегрузочной техники.
Цель работы — определение возможности эксплуатации на прикордонном рельсовом крановом пути кранов-перегружателей грузоподъемностью нетто 50 т (под спредером) с максимальной вертикальной нагрузкой на колесо 430 кН. Указанный кран-перегружатель отличался по своим характеристикам от паспортного, и следовательно нужно было провести ряд мероприятий для определения возможности эксплуатации данного крана.
Традиционными методами, а именно расчетным обоснованием, решить данную задачу не представлялось возможным, т.к. информацции о фактическом состоянии подкрановой балки и свайного основания под ней заказчик не имел. Также были утеряны исполнительная и рабочая документация на устройство данной балки.
ООО «Морстройтехнология» предложила заказчику следующий порядок работ:
1. Разработка Программы испытаний подкрановых балок;
2. Визуальное и инструментальное обследование балок.
Подготовительные работы и визуальное обследование:
• изучение и анализ имеющейся проектной, исполнительной и эксплуатационной документации;
• подготовка оборудования и средств измерения для выполнения обследования;
• подготовка зон обследования, в том числе устройство шести шурфов (по три с каждой стороны балки с обнажением ее боковых граней на всю высоту);
• координатная разметка конструкций;
• выявление и фиксация выявленных дефектов, контрольные обмеры, описание и фотофиксация дефектных участков;
• визуальная оценка характера, степени и площади коррозионных повреждений.
Инструментальное обследование:
• геодезическая съемка прогиба балки и рельсового пути, сравнение с предыдущими результатами измерений;
• определение прочности бетона методом упругого отскока;
• определение глубины и ширины раскрытия трещин с помощью щупов, шаблонов и измерительных луп со шкалами;
• измерительный контроль параметров поверхностных дефектов, выявленных при визуальном контроле;
• определение фактического армирования (диаметра арматуры и толщины защитного слоя бетона) с локальным обнажением рабочей арматуры в нижнем поясе (не менее трех участков), а также с использованием приборов неразрушающего контроля («Поиск–2.51»);
• составление дефектных ведомостей и разработка предварительного Заключения, содержащего выводы о работоспособности балки.
3. Поверочный расчет на нагрузки от перегружателя, предполагаемого к эксплуатации, с учетом результатов обследования и фактического армирования.
4. Испытания балки путем ступенчатого нагружения с использованием имеющихся перегружателей и тарированных испытательных грузов.
5. Подготовка заключения о возможности установки и эксплуатации предложенной заказчиком современной перегрузочной техники.
Одним из требований заказчика было согласование Программы испытаний с третьей стороной, а именно с квалифицированным институтом с мировым именем. ООО «Морстройтехнология» предложило заказчику направить на рассмотрение и согласование Программу во «Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники имени Б. Е. Веденеева», так как указанный институт является ведущим научным центром России по проблемам гидротехнического и энергетического строительства, а также эксплуатации гидротехнических объектов.
Разработанная Программа работ была рассмотрена ВНИИГом и согласована в установленном порядке.
ООО «Морстройтехнология» провело полный комплекс работ по обследованию, расчетным обоснованиям, а также полевым испытаниям подкрановых балок. В результате проведенной работы было выдано заключение о возможности установки и работы предложенной заказчиком перегрузочной техники. Основываясь на выводах заключения, заказчик приобрел и установил высокопроизводительную технику, тем самым увеличив пропускную способность причалов и грузооборот терминала.
Статья опубликована в журнале «Гидротехника. XXI век» №1 (37) 2019.