Первая сессия конференции была открыта обзорным докладом директора по направлению аналитика и логистика компании «Морстройтехнология» Александра Головизнина, посвященным тенденциям развития контейнерного рынка в последнее десятилетие и особенно в 2015 году.

Сокращение рынка в БП Санкт-Петербург сопровождалось и его структурными изменениями. Утверждает свои позиции ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург», который аффилирован с судоходной компанией MSC. Его доля в 2015 г. составила 23% от контейнерного грузооборота БП Санкт-Петербург, по итогам года терминал вышел с 3-го места на 2-ое по объемам контейнерного грузооборота в порту. Терминалы GlopalPorts (ЗАО «Первый контейнерный терминал», АО «Петролеспорт», ОО «Моби Дик») теряют свое почти монополистическое положение в порту – в 2015 г. их доля составила 65%, в 2014 г. – 77%.

По различным оценкам, рост контейнерного грузооборота морских портов мира в 2015 г. составил от 1,1% (Alphaliner, январь 2016) до 2,2% (Drewry, декабрь 2015). По оценкам Clarksons, рост мировой морской торговли в контейнерах в 2015 г. составил 2,5%.

 Рост контейнерного грузооборота морских портов мира в 2015 г.

Однако в России динамика контейнерного рынка выглядит иначе. Грузооборот российских контейнерных терминалов в морских портах в 2015 г. составил 3941 тыс. TEU, что на 25% меньше, чем в предшествующем году.

Однако в России динамика контейнерного рынка выглядит иначе

Рост контейнерного грузопотока был отмечен только в Арктическом бассейне (на 14%), преимущественно за счет грузопотока линии Дудинка –Архангельск.

Рост контейнерного грузопотока был отмечен только в Арктическом бассейне (на 14%), преимущественно за счет грузопотока линии Дудинка –Архангельск.

Наиболее глубокий спад контейнерного грузооборота отмечается в Балтийском бассейне – почти на треть (29%). Лидер рынка - Большой порт Санкт-Петербург – потерял 28% контейнерного грузопотока, а порт Калининград – 45%. При этом, соседние порты Прибалтики снизили свой грузооборот не так значительно: Клайпеда на 13%, Рига на 8%, Таллинн – на 20%, Хамина-Котка – на 3%. И только порт Хельсинки нарастил грузооборот (на 7%).

Наиболее глубокий спад контейнерного грузооборота отмечается в Балтийском бассейне

Сокращение рынка в БП Санкт-Петербург сопровождалось и его структурными изменениями. Утверждает свои позиции ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург», который аффилирован с судоходной компанией MSC. Его доля в 2015 г. составила 23% от контейнерного грузооборота БП Санкт-Петербург, по итогам года терминал вышел с 3-го места на 2-ое по объемам контейнерного грузооборота в порту. Терминалы GlopalPorts (ЗАО «Первый контейнерный терминал», АО «Петролеспорт», ОО «Моби Дик») теряют свое почти монополистическое положение в порту – в 2015 г. их доля составила 65%, в 2014 г. – 77%.

Кто самый большой в Петербурге

В настоящее время средний уровень загрузки российских контейнерных терминалов Балтийского моря составляет около 42% - имеется существенный резерв мощностей. В 2015 г. была введена в эксплуатацию 1 очередь терминала ММПК «Бронка», что добавило около 0,5 млн. TEU к мощностям бассейна. При этом все терминалы имеют планы дальнейшего расширения.

Динамика контейнерооборота по основным терминалам Петербурга

 

В настоящее время средний уровень загрузки российских контейнерных терминалов Балтийского моря составляет около 42%

В Азово-Черноморском бассейне практически весь контейнерный грузопоток сконцентрирован в порту Новороссийск, где сокращение грузооборота составило 19%. В соседних портах Украины сокращение еще больше – 28%.

В Азово-Черноморском бассейне практически весь контейнерный грузопоток сконцентрирован в порту Новороссийск

Новороссийский контейнерный рынок поделен между 3 терминалами. Два из них – ПАО «НМТП» и АО «Новорослесэкспорт» - входят в группу НМТП, а третий – АО «НУТЭП» - входит в состав группы компаний «Дело» (DeloPorts). Как и в 2009 г., так и в 2015 г. кризис почти уравнял объемы перевалки по терминалам: если в предшествующие годы «Новорослесэкспорт» и «НУТЭП» заметно опережали терминал «НМТП», то по итогам прошлого года разрыв сократился. Грузооборот лидеров сократился на четверть (24-25%), а у терминала «НМТП» - остался практически неизменным (-1%). Речь идет только о контейнерном грузообороте компаний.

Новороссийский контейнерный рынок поделен между 3 терминалами

Уровень загрузки контейнерных мощностей Новороссийска выше, чем на Балтике – почти 46%. При совокупной мощности всех трех терминалов около 900 тыс. TEU, имеются планы расширения еще суммарно на 500 тыс. TEU.

Уровень загрузки контейнерных мощностей Новороссийска выше, чем на Балтике

Строительство контейнерных терминалов входит также в состав проекта по строительству сухогрузного района порта Тамань, хотя эта перспектива пока представляется весьма отдаленной.

Строительство контейнерных терминалов входит также в состав проекта по строительству сухогрузного района порта Тамань

Падение контейнерного грузопотока в Дальневосточном бассейне – на 24%, однако крупнейшие порты, работающие с внешнеэкономическим грузопотоком, упали еще сильнее: Владивосток – на 29%, Восточный – на 26%. Показатели по бассейну в целом «подтягиваются» за счет каботажа, объемы которого остались на уровне 2014 г.

Падение контейнерного грузопотока в Дальневосточном бассейне – на 24%

 

Динамика российских контейнерных терминалов Дальнего востока

В порту Владивосток – 2 основных контейнерных терминала: терминал ПАО «Владивостокский морской торговый порт» (входит в группу FESCO, сокращение контейнерного грузооборота на 33%) и ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» (сокращение на 13%).

В порту Владивосток – 2 основных контейнерных терминала: терминал

В порту Восточный перевалку контейнеров ведет ООО «Восточная стивидорная компания» (сокращение на 26%).

В порту Восточный перевалку контейнеров ведет ООО «Восточная стивидорная компания» (сокращение на 26%).

Суммарная мощность этих основных терминалов – около 1200 тыс. TEU, их уровень загрузки – около 80%. Все компании имеют планы развития мощностей.

Более подробный обзор представлен в презентации к докладу.
Контейнерные итоги 2015