Тезисы выступления Ольги Гопкало на стратегическом конгрессе «Транспортировка, переработка и торговля нефтью, СУГ и нефтепродуктами – Oil Terminal 2015»
Инфраструктурное развитие терминалов определяется теми тенденциями рынка и логистики, которые наблюдались последние несколько лет. Именно тогда формировались эти планы. В 2015 г. часть тенденций сохранилась, а часть – нет. Трудно сказать, можно ли считать это переломом тенденций. Скорей всего, нет, это временное явление.
Что сохранилось:
-
Рост экспорта нефтепродуктов
-
«Осветление» экспортных нефтепродуктов – рост доли светлых
-
Переориентация трубопроводной нефти на Дальний Восток
-
Переориентация нефти и нефтепродуктов в АЧБ на трубопроводный транспорт, труба выигрывает конкуренцию с рекой и жд
-
Перепрофилирование нефтяных мощностей под нефтепродукты
-
Диверсификация по нефтепродуктам
Что изменилось за 9 месяцев 2015 года:
-
Вместо сокращения темпов добычи нефти – рост
-
Вместо роста первичной переработки – сокращение
-
Вместо сокращения экспорта нефти – рост экспорта
Правда, рост экспорта нефти не сказался на перевалке нефти в портах АЧБ – вся прибавка ушла на Дальний Восток и в Усть-Лугу. Экспорт российской нефти через АЧБ сокращается, есть рост только с каспийских месторождений по трубе Махачкала – Новороссийск.
В портах АЧБ и Каспия рост перевалки нефти – только на терминале КТК-Р. Это казахская нефть. Планируется в 15 г. прокачать 45 млн. т. Нефти при увеличении пропускной способности КТК до 52 млн. т. Еще в 2013 г. было построено 3 ВПУ, сейчас ведется строительство резервуаров. В настоящее время количество резервуаров возросло с 4 до 7 100 тыс. кубовых резервуаров. Будет построено еще 3. Были пробные отгрузки с новых резервуаров. КТК перетянуло все прочие объемы казахской нефти к себе.
Еще в прошлом году нефть упала в Тамани. В этом году – в Махачкале (хотя ее там было не так много) и Актау. Казахский флот, который возил нефть из Актау, переброшен в Аладжу и возит туркменскую нефть.
Махачкала.
Махачкалинский порт неотъемлемо связан с Новороссийском трубопроводной системой. Проекты терминалов так или иначе ориентировались на гораздо больший грузопоток нефти, с учетом Кашагана объемов хватило бы если не всем, то многим. Но Кашаган задерживается. Как минимум до 2017 г. Развитие мощностей в Махачкале тоже изначально ориентировалось на казахскую нефть. Было поручение президента обеспечить прием судов до 13 тыс. дедвейтом. Но сейчас – только подготовка к ДНУР. Обоснование инвестиций. Проекта нет. В 2016 г. планируется приватизация Махачкалинского порта. Пока не определится собственник, не приходится ожидать развития. Были планы группы «Сумма» по строительству терминалов нефти и нефтепродуктов, которые позиционировались как альтернатива действующим терминалам – «Транснефть» была недовольна качеством нефти, поступающей в трубу. Были идеи «Трафигуры» консолидировать поток туркменской нефти для подачи в трубу в Махачкале. Но видимо «Сумма» с «Транснефтью» не договорилась. В подключении терминалов к трубе «Транснефть» отказала. Без трубы, нефтетерминал смысла не имеет.
Что касается грузовой базы вообще, то тут нет видимых перспектив. Казахская нефть пока обмелела (может быть, вырастет после Кашагана), туркменская сокращается (возможна переориентация вообще в Иран и на Персидский залив…). Единственный источник роста – шельфовые месторождения Каспия (Корчагина, Филановского идр.), где отмечается небольшой но рост грузопотока, с дальнейшим освоением будет еще рост. Но для таких объемов вероятно хватит и имеющейся инфраструктуры.
По нефтепродуктам, рост в Тамани, Новороссийске, Туапсе. В Азове снижение.
Новороссийск.
Основная точка роста по нефтепродуктам на перспективу –- порт Новороссийск. В первую очередь за счет развития нефтегавани Шесхарис и реализации проекта Транснефти «Юг».
Сейчас Шесхарис перегружает дизтопливо и мазут по жд. Ведется реконструкция Шесхариса для возможности приема нафты по жд, а также дизптолива (Евро-5) по трубе. Для увеличения отгрузок, реконструируется на причале площадка А (ранее работала площадка Б).
Проект «Юг» на 1 этапе включает реконструкцию участка нефтепровода Тихорецк-Новороссийск и перепрофилирование его под нефтепродукты, планируется закончить в 2016 году. Пропускная – 6 млн. т.
На втором этапе (завершение в 2017 году) будет построен участок Волгоград-Тихорецк, мощностью также 6 млн. т.
На 3 этапе к нефтепродуктопроводу планируется подключить Самарскую группу НПЗ, а также увеличить мощность уже построенных участков до 11 млн. т. Это примерно в 2019 году.
Соответственно, ожидается, что к 2020 году Шесхарис сможет перегружать около 20 млн.т нефтепродуктов. В расчетной грузовой базе не только российские продукты, но и казахские – Орскнефтеоргсинтез. Вместе с действующими терминалами, это суммарно до 30 млн. т. мощности будут, если будет рынок. Но программа развития НПЗ запущена. Рынок дизельки профицитный. Экспорт необходим.
Действующие терминалы – это НМТ и ИПП. НМТ уже в 13 году начала перегружать ВГО, дополнительно к мазуту. ИПП пока на экспорт (кроме бункеровки) отгружает только дизтопливо. Планируется диверсификация – добавить нафту, в 16 году планируется закончить реконструкцию резервуаров, если верить программе опубликованной терминалом.
В Цемесской бухте также возможно строительство терминала Нефтегазиндустрии в районе мыса Пенай на 11 млн. т. Об этом объявлено компанией, без уточнения деталей. Ведется проектирование. Условия реализации проекта в этом месте сложные (подходы через Маркхотский хребет, инфраструктура с нуля). Ведется проектирование. Подробностей нет.
Таманьнефегаз. Терминал с наиболее широким спектром перегружаемых продуктов – нефть, мазут, ВГО, газовый конденсат, СУГ. С сокращением нефти, часть резервуаров перепрофилирована под светлые нефтепродукты, пробные отгрузки начались в августе 15 года. Конкретное соотношение перевалки нафты и дизтоплива прорабатывается. Расчет на казахскую грузовую базу. Планируется построить еще 3 резервуара по 30 тыс. т и 6 резервуаров по 20 тыс. т – всего 210 тыс. т нефтепродуктов.
Туапсе.
Мощность терминала (включая причал 1А Роснефти и нефтепирс ТМТП) – около 17 млн. т, и эта мощность еще не достигнута. Если рынок позволит, можно ожидать и дальнейшего роста перевалки, логистика это позволяет. Основные отгрузки – с заводов Роснефти, в том числе с Туапсинского НПЗ, проектная мощность которого еще не достигнута. Причем этот рост отгрузок с Туапсинского НПЗ не завязан на ж/д подходы, которые являются слабым местом. Поставка нефти на завод идет трубой.
Выводы….