В период 2008-2014 гг. на рынке сформировались довольно однозначные тенденции, которые создавали контекст для развития терминальных портовых мощностей. Снижались темпы роста добычи нефти и объемы экспорта, росли объемы переработки и экспорта нефтепродуктов. Трубопроводный экспорт нефти «развернулся» в направлении дальневосточных портов.

Тенденции на рынке до 2014 года

 

Макроэкономические изменения 2015 г. поставили по сомнение актуальность этих тенденций. Возможно, это временное явление, но так или иначе оно вносит существенную неопределенность в развитие терминального рынка.

В 2015 г. увеличились темпы роста добычи нефти

 

В 2015 г. увеличились темпы роста добычи нефти, экспорт нефти перестал сокращаться и начал расти, объемы первичной переработки начали сокращаться, темпы роста нефтепродуктов снизились. Даже переспределение нефти на дальневосточное направление уже не так однозначно: объем отправок на Балтику также увеличился.

Наиболее значимый рост по перевалке нефти в 2005-2015 гг. отмечен в Дальневосточном бассейне, по перевалке нефтепродуктов – в Балтийском, Черноморском, Азовском.

Динамика грузооборота по бассейнам

 

В Черном море рост перевалки нефтепродуктов в этот период был за счет нового терминала в Тамани («ЗАО «Таманьнефтегаз»), увеличения перевалки в Новороссийске (рост на мощностях ОАО «НМТП», новый терминал «Новороссийский мазутный терминал»). В Азовском море увеличение перевалки нефтепродуктов в 2014 г. – это переход в порт Кавказ объемов рейдовых перегрузочных комплексов, ранее работавших в Керчи. При этом необходимо учесть, что в случае рейдовой перевалки перегруженная тона груза учитывается дважды: в погрузке и в выгрузке. Т. о., фактически рост рейдовой перевалки в районе Керчи и Кавказа был, но гораздо более умеренный. В 2015 г. объем перевалки в Кавказе сократился, что связано с падением объемов речных перевозок.

В 2015 г. точкой роста в Азово-Черноморском бассейне был порт Тамань

 

В 2015 г. точкой роста в Азово-Черноморском бассейне был порт Тамань: перевалка нефтепродуктов на терминале ЗАО «Таманьнефтегаз» выросла на 77%. Также выросла перевалка нефтепродуктов в Туапсе и Новороссийске.

Черноморские нефтяные терминалы

 

Черноморские нефтяные терминалы –элементы в транспортных цепочках Каспийского региона.

Нефтетранспортная система Каспийского региона

 

Динамика грузооборота нефти в Черноморском бассейне

В период 2005-2015 гг. объем перевалки нефти в Черноморском бассейне РФ сократился на 10 млн. т. На первый взгляд, сокращение незначительно и динамика достаточно ровная. Однако она маскирует два разнонаправленных процесса: рост транзита казахской нефти на терминале КТК и сокращение поставок российской нефти, поступающей по трубопроводам. Российская трубопроводная нефть уходит с юного направления на Дальний Восток и, частично, Балтику.

Поэтому в 2015 г. виден рост перевалки не терминале ЗАО «КТК-Р» (+7%), стагнация в Новороссийске на терминале Шесхарис (-1%), и заметное сокращение в Тамани (-69%, нефть практически сошла на нет).

Грузооборот нефти на терминала Азовско-Черноморского бассейна в 2015 г.

Можно ожидать и дальнейшего роста на терминале КТК. К концу 2016 г. планируется увеличить мощность трубопровода и терминала до 67 млн. т. План транспортировки нефти по Каспийскому трубопроводному консорциуму на 2016 г. составляет порядка 51,2 млн. т нефти, из них 45,6 млн. т — это ресурсы казахстанских производителей и 5,6 млн. т — российских.

Каспийский трубопроводный консорциум

Развитие трубопроводных мощностей создаст также условия для роста по нефтепродуктам. Речь идет о проекте «Юг» «Трансненфти».

Первый этап реализации проекта «Юг» предусматривает обеспечение поставок трубопроводным транспортом на участке «Волгоград - Тихорецк – Новороссийск» дизельного топлива на внутренний рынок Российской Федерации и в порт Новороссийск в объеме до 6 млн. т в год.

Второй этап реализации проекта «Юг» предусматривает обеспечение транспортировки по системе МНПП на участке «Воскресенка – Самара - Волгоград» дизельного топлива в объеме до 6 млн. т в год и расширение трубопровода на участке «Волгоград – Тихорецк – Новороссийск» до 11 млн. т в год для поставки на внутренний рынок и на экспорт через порт Новороссийск.

Ввод в эксплуатацию и первого, и второго этапа ожидается в III кв. 2017 г. Это позволит обеспечить поставки дизельного топлива Евро-5 до 6 млн. т в год (с перспективой развития до 10 млн. т.) и прием нефтепродуктов от нефтеперерабатывающих заводов Краснодарского края.

Трубопровод "Юг"

Перевалка нефтепродуктов будет осуществляться на причалах нефтебазы "Шесхарис" в порту Новороссийск.

На нефтебазе ведется замена технологического оборудования,  реконструкция и строительство резервуаров, инженерно-технических средств охраны, реконструкция системы пожаротушения, системы противопожарной защиты территории от лесных пожаров. Резервуарный парк, который ранее использовался для нефти, перепрофилируется под нефтепродукты.

Реконструкция нефтерайона Шесхарис 

На терминале «Таманьнефтегаз» (ОТЭКО) сильно сократилась перевалка нефти, но выросли объемы нефтепродуктов. На сегодняшний день это терминал с широкой номенклатурой перегружаемых грузов, наиболее диверсифицированной. На терминале проведено переоборудование нефтяного резервуарного парка для перевалки нефтепродуктов, построены дополнительные емкости. Терминал в значительной степени ориентируется на казахские грузопотоки – в 2015 г. их объем составил 2,4 млн. т. Рост грузопотока в 2015 г. – в основном за счет ВГО (прирост более 2,5 млн. т.).

Таманьнефтегаз

Динамика перевалки и по нефти, и по нефтепродуктам в каспийском бассейне неровная. В 2015 г. объемы нефти в порту Махачкала упали. Сказывается конкуренция альтернативных маршрутов транспортировки казахской и туркменской нефти – Каспийский трубопроводный консорциум и маршруты через Азербайджан.

Махачкалинский порт неотъемлемо связан с Новороссийском трубопроводной системой. Проекты терминалов так или иначе ориентировались на гораздо больший грузопоток нефти, с учетом Кашагана объемов хватило бы если не всем, то многим. Но Кашаган задерживается.

Развитие мощностей в Махачкале тоже изначально ориентировалось на казахскую нефть. Было поручение президента обеспечить прием судов до 13 тыс. т дедвейтом. Но сейчас – только подготовка к ДНУР. Обоснование инвестиций. Проекта нет.  В 2016 г. планируется приватизация Махачкалинского порта. Пока не определится собственник, не приходится ожидать развития. Были планы группы Сумма по строительству терминалов нефти и нефтепродуктов, которые позиционировались как альтернатива действующим терминалам – Транснефть была недовольна качеством нефти, поступающей в трубу. Были идеи Трафигуры консолидировать поток туркменской нефти для подачи в трубу в Махачкале. Но видимо Сумма с Транснефтью не договорилась. В подключении терминалов к трубе Транснефть отказала. Без трубы, нефтетерминал смысла не имеет. Что касается грузовой базы вообще, то тут нет видимых перспектив. Казахская нефть пока обмелела (может быть, вырастет после Кашагана), туркменская сокращается (возможна переориентация вообще в Иран и на Персидский залив…). Единственный источник роста – шельфовые месторождения Каспия (Корчагина, Филановского идр.), где отмечается небольшой но рост грузопотока, с дальнейшим освоением будет еще рост. Но для таких объемов вероятно хватит и имеющейся инфраструктуры.

Каспийский бассейнВ Балтийском бассейне в 2005-2015 гг. виден сильный рост перевалки нефтепродуктов и относительно стабильная ситуация по перевалке нефти. Прирост по нефтепродуктам достигается за счет объемов порта Усть-Луга, и в меньшей  степени – Приморска. Приморск и Усть-Луга не только принимают растущие грузопотоки,  и «отъедают» от других портов – как Прибалтийских, так и БП Санкт-Петербург.

Динамика грузооборота нефти и нефтепродуктов в Балтийском бассейне В 2015 г. в Балтийском бассейне точки роста – в Приморске и Усть-Луге.

Грузооборот нефти и нефтепродуктов в портах Балтийского бассейна в 2015 г.В ближайшем будущем можно ожидать, что рост перевалки нефтепродуктов в Приморске продолжится. Для этого реализуется проект нефтепродуктопровода «Север». В настоящее время пропускная способность трубопровода – около 15 млн.т, но ее планируется увеличить до 25 млн. т. к 2018 г. При этом 1,5 млн. т. нефтепродуктов будет поступать по отводу трубопровода в порт Высоцк (в 2016 г. уже начаты испытания трубопровода), а остальные 23,5 млн. т будут перегружаться в Приморске.

Для этого проводится реконструкция резервуарного парка терминала перевалки нефти и строительство нового резервуара на терминале перевалки нефтепродуктов. Также будет добавлена возможность перевалки нефтепродуктов не только на причалах № 8-9, как ранее, но и на причалах № 3-4 (ранее использовавшихся для нефти).

Порт ПриморскВ Дальневосточном бассейне в 2005-2015 гг. сильный рост перевалки нефти связан с терминалом в порту Восточный (Козьмино), который является конечной точкой трубопроводной системы ВСТО (ООО «Транснефть – Порт Козьмино»).  В объемы перевалки нефтепродуктов на данном графике (см. ниже) включены объемы перевалки СПГ в порту Пригородное, поскольку раньше СПГ учитывался в статистике как нефтепродукты. Этот проект давал наибольший прирост грузопотока. Если же не учитывать в объемах перевалки нефтепродуктов объемы СПГ в порту Пригородное, то лидерами роста становятся порты Владивосток и Находка.

Динамика грузооборота нефти и нефтепродуктов в Дальневосточном бассейне 

Грузооборот нефти и нефтепродуктов в дальневосточном бассейне 2015 г

В порту Восточный (Козьмино) ООО «Транснефть – Порт Козьмино» (конечная точка трубопроводной системы ВСТО) планирует создать техническую возможность перевалки 36 млн. т нефти к 2017 г. Для этой цели ведется дноуглубление у причала № 2 (сейчас причал может принимать суда дедвейтом 120 тыс. т., будет – 150 тыс. т), строительство дополнительных резервуаров.

Порт Козьмино (Восточный) 

В Арктическом бассейне динамика перевалки по нефтепродуктам очень неравномерная. Падение объемов в 2014г. связано с прекращением работы порта Витино. Газовый конденсат «ушел» в Усть-Лугу. В 2015 г. сократилась перевалка нефтепродуктов в Архангельске (-26%).

Динамика перевалки нефти также нестабильна. Сокращение грузопотока в 2014 г. связано с прекращением работы рейдового комплекса «Белокаменка» - нефть, которая ранее перегружалась на этом комплексе, «ушла» в Норвегию, на терминал Norterminal в Киркенесе.

 Динамика грузооборота нефти и нефтепродуктов в Арктическом бассейне 

Грузооборот нейти и нефтепродуктов в портах Арктического бассейна 2015 г.В перспективе рост грузопотока в Арктическом бассейне может идти через новые порты и терминалы в Обской губе.

Осенью 2015 г. «Газпром нефть» завершила монтаж конструкции Арктического терминала в акватории Обской губы в районе Мыса Каменного на полуострове Ямал. Терминал предназначен для круглогодичной погрузки в танкеры нефти Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения. Мощность терминала на полное развитие – 8,5 млн. т.

Ведется строительство порта Сабетта. Хотя данный проект предназначен в первую очередь для отгрузки СПГ, проектом предусмотрено создание мощностей для перевалки 3,5 млн. т. нефти.

Следует также упомянуть о проекте «Арктик СПГ-2», в рамках которого ОАО «Новатек» планирует построить завод по сжижению газа с Салмановского (Утреннего) и Геофизического месторождений. Начало строительства завода по сжижению запланировано на 2018 год. Точное местоположение завода и терминала по отгрузке СПГ еще не определено - рассматривается возможность строительства нового завода СПГ в порту Сабетта, где уже строится завод в рамках проекта "Ямал СПГ", и альтернативные варианты. При этом, «Новатэк» объявил о своей заинтересованности в присоединении Няхартинского нефтегазового участка в ЯНАО, выставленного на аукцион, к проекту «Арктик СПГ-2». Это может создать в перспективе грузопоток нефти, хотя запасы нефти на данном месторождении относительно невелики.

Порты Обской губы«Независимая нефтегазовая компания» планирует построить в устье Енисея нефтеналивной терминал Таналау. Этот терминал призван обеспечить вывоз нефти с Пайяхского и Северо-Пайяхского месторождений. Проектная документация на терминал получила положительное заключение Главгосэкспертизы. Согласно проекту, мощности терминала позволят отгружать до 7-8 млн. т в год, при максимальном грузопотоке.

Терминал ТаналауТранспортная схема с перевалкой нефти, добытой на арктических месторождениях

Как правило, транспортная схема с дополнительной перевалкой нефти с арктических месторождений на более крупные танкера без ледового класса оказывается более эффективной, чем прямой вывоз меньшими по размеру танкерами ледового класса до рынка сбыта. Здесь сказывается и экономия масштаба, и более высокая стоимость танкеров высокого ледового класса по сравнению с танкерами без ледового класса. Данная схема уже зарекомендовала себя – так вывозится нефть с Варандея, Приразломного, Новопортовского месторождения.

В начале 2016 г. на рейде порта Мурманск был установлен танкер-накопитель «Умба», который осуществляет рейдовую перевалку нефти с Приразломного и Новопортовского месторождений. Только за 2 месяца 2016 г. этот рейдовый комплекс перегрузил почти 0,5 млн. т. нефти.

ВРПК Компания «Лукойл» заявляла о том, что  оценивает возможность создания еще одного рейдового комплекса. В перспективе,  по такой же схеме с дополнительной перевалкой планируется вывозить нефть с Пайяхского и Северо-Пайяхского месторождений. 

Полностью презентацию можно посмотреть здесь:
Инфраструктура морских терминалов нефтеналивных грузов РФ (презентация)