Заслуга ОАО «РЖД» в том, что наибольшее сокращение наблюдалось во времени простоя вагона на станциях – технических (-7,1% до 4,7 суток) и промежуточных (-6,2% до 0,4 суток).
При этом также следует иметь в виду, что среднее время простоя под грузовыми операциями сократилось на 5,2% до 8,3 суток. И это уже результат повышения эффективности использования инфраструктуры необщего пользования промышленных предприятий.
Также улучшилось согласования поданных заявок в адрес крупных перевалочных комплексов с прогнозом отставления поездов от движения. Эта задача на первом этапе решалась за счет более тесного стыкования текущего планирования и согласования заявок в АС «Прогресс» и АС ЭТРАН. Такое взаимодействие позволило повысить точность прогнозирования.
На втором этапе стало возможным организовать оперативное планирование подвода поездов с учетом ситуации, складывающейся на подходах к портам и перевалочным комплексам, а также пограничным переходам. Появление Интегрированной системы управления поездной работой на объединенном полигоне железных дорог (ИСУПР) позволило лучше состыковать работу специализированных автоматизированных систем ОАО «РЖД», куда стекаются данные о ситуации на станциях и перегонах (ГИД – Урал, АСУ CT, АСУ МР и АС «Грузовой Экспресс»).
График отгрузки и подвода поездов к перевалочному комплексу на основе прогнозных моделей АС ИСУПР позволяет оптимизировать работу всего направления, исключить длительные непроизводительные простои подвижного состава, повысить ритмичность поездной и маневровой работы, рационально использовать инфраструктуру. Это позволит повысить эффективность внедрения полигонных технологий для организации сквозного движения поездов от станции погрузки до станции выгрузки.
На сети ОАО «РЖД» планируется создать 3 укрупненных полигона: Северо-Западный, Южный и Восточный. Восточный – фактически действует. На нем и отрабатывают АС ИСУПР.
Следующим шагом должно стать разработка ИСУЖТ, которая должна стать единой интеграционной платформой для множества специализированных АСУ. При проектировании и реализации системы планируется применение самых современных методов математики, кибернетики и информационных технологий, таких как:
• сетецентрический подход;
• мультиагентные технологии;
• отраслевые языки
• программные платформы распределённой архитектуры;
• методы управления рисками;
• спутниковые технологии позиционирования объектов управления и мониторинга состояния инфраструктуры;
Во многом благодаря появлению интерактивных карт АС ИСУПР Восточного полигона, на которых отображается дислокация брошенных поездов, а также контактный график железнодорожного, автомобильного и морского транспорта и стало возможным улучшение оборота вагонов на сети РЖД.
Эффект проводимой работы мог быть значительно выше, если бы в проекте учитывалась возможность синергии железнодорожных систем с АС предприятий. Причина простая: таких АС на данный момент нет.
Автор: Софья Каткова, руководитель проектов ООО «Морстроитехнология»