Всё больше дорог строится Китайской Народной Республикой к границам России. Дороги, мосты и другие объекты транспортной инфраструктуры нужны обеим странам для активизации торговых отношений и укрепления всестороннего сотрудничества.
Будет мост через реку
В феврале 2014 года началось строительство железнодорожного моста через Амур, между городом Тунцзян провинции Хэйлунцзян и селом Нижнеленинское в Еврейской автономной области, первый пограничный мост между странами. По идеализированной версии, мост объединит в единую систему российские и китайские железные дороги или, по крайней мере, сократит путь для китайских поездов до Москвы и Хабаровска на 500 км и время транспортировки грузов примерно на 7 ч, и китайские инициаторы уже подсчитали, что смогут экономить в год 300 млн. юаней. Россия будет использовать мост для доставки железной руды в АТР.
Объём инвестиций в строительство должен составить 6 млрд. рублей, правда, сроки и основные параметры синхронизированы ещё в октябре 2013 года, с тех пор утекло много времени и ещё больше рублей, из-за девальвации, несомненно, каким-то образом этот вопрос должен будет пересматриваться. По окончании строительства мост будет иметь протяженность 2,2 км из которых 1,9 км железной дороги – китайские.
Китайская железнодорожная компания «Тунцзян» входящая в состав Chinese Railways, уже строит свою часть моста. С технической точки зрения небезинтересно, на чьей стороне моста будут переставляться пары с колеи одной ширины на колею другой ширины. Завершить строительство планируется в декабре 2016 года, китайские участники уже поторапливают российских строителей.
Мысли во время автопробега
Не так давно и довольно много о железнодорожных планах провинции Хэйлунцзян поведал первый секретарь комитета Компартии КНР Хэйлунцзян Ван Сянькуй, причём в ходе автопробега «Граница России и Китая — граница мира и сотрудничества». В частности, он рассказал, что сейчас форсируется строительство железных дорог Харбин — Манчжурия — Транссибирская магистраль, а также Харбин — Суйфэньхэ — БАМ к портам Дальнего Востока России и Харбин — Тунцзян, где, как мы уже знаем, строится мост (по крайней мере, с китайской стороны).
На строительство железных дорог направленных к российской границе в Китае выделено почти $30 млрд., - по официальным данным. Интересно, что Ван Сянькуй честно заявил, что дороги нужны Китаю как часть проекта экономического пояса Шелкового пути. Но России железные дороги с Китаем тоже очень нужны, это факт безусловный: лес и руду, равно как и уголь, другими видами транспорта кроме поезда отправлять в Китай было бы проблематично.
Официальная версия предположительно активной железнодорожной деятельности в Хэйлунцзяне – увеличение товарооборота провинции с Россией с $22,36 млрд. в 2013 году до $70 млрд. в 2025 году и перенос некоторых предприятий из южных провинций в северные, чтобы товары из Китая быстрее доставлялись в Россию или через Россию далее.
В «Экономической газете провинции Хэйлунцзян» говорится о том, что управление железной дороги разработало целую стратегию развития «Восточной магистрали Российско-китайской железной дороги» (ВМРЖД), для ускорения развития торговли между странами. Мост и маршруты через провинцию часть этого плана, в рамках проекта планируется также строительство контейнерного терминала в Харбине и реконструкция железной дороги из Муданцзяня до Суйфэньхэ.
В весьма широко растиражированной речи высокопоставленного участника автопробега обращает на себя внимание характеристика строительства ж. д. инфраструктуры как «ускоренная», в китайской газете тоже говорится о том, что проект ВМРЖД тоже будет реализовываться в ускоренном темпе. «Китай, куда ж несешься ты? Дай ответ!..», с некоторой тревогой поинтересовались бы мы у китайских проектантов вслед за классиком… «Не даёт ответа»…- уже ответил нам классик, там же.
Из железнодорожных проектов, вероятно, можно упомянуть ещё о проекте строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали из Маньчжурии в особую экономическую зону туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань», которая, предположительно, строится на берегах Байкала в Бурятии.
Проект был представлен на выставке «Забайкальский край - от точек роста к пространству развития» которая проходила в рамках международного фестиваля «Студвесна стран ШОС» в июле 2014 года, а ранее, видимо, тот же проект был представлен властями Забайкальского края на Красноярском экономическом форуме. Пока ничего не известно о том, интересен ли проект Китаю.
Рекомендации российским регионам
Китайский интерес – вот что главное в железнодорожных проектах. В любых проектах! Откровенно об этом рассказал специально для россиян Хэ Чжэньвэй заместитель генерального секретаря Китайской ассоциации развития предприятий за рубежом, которого процитировали ведущие ИА.
Дело в том, что премьер Госсовета КНР Ли Кэцян во время недавнего визита в Россию подтвердил интерес Китая к проекту высокоскоростной железной дороги которая соединит Пекин и Москву. Во время визита соглашение о строительстве высокоскоростного 770-км участка между Москвой и Казанью было подписано Кэцяном и премьером РФ Медведевым. Меморандум о сотрудничестве с целью разработки проекта Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва — Пекин подписали Госкомитет КНР по развитию и реформе, корпорация "Китайские железные дороги", РЖД и Минтранс РФ.
Позднее Хэ Чжэньвэй не преминул заметить, что китайцы и в самом деле могут заняться строительством дорог в России, но только если удастся убедить китайскую сторону в том, что они смогут заработать на этом деньги. Причём Чжэньвэй тут же и способ подсказал, как китайцы могли бы заработать на дороге в России: он предложил сделать их платными. В отношении вопросов строительства дорог он иронически заметил, что если бы в Китае полагались на бюджетные средства, то не было бы ни одной построенной скоростной дороги, а в России до сих ждут денег от правительства.
Чжэньвэй заметил, что рассчитывать в деле строительства ВСЖД в России нужно на «иностранные инвестиции», но какие именно, не сказал. Имел ли он ввиду китайские инвестиции, не вполне ясно, так как ранее он же заметил, что китайские опасаются инвестировать в Россию, так как имеют опыт неудачных проектов здесь. Он посоветовал россиянам изменить отношение и подход к китайским инвесторам, особенно в регионах, намекнув, что в Китае, например, деятельность градоначальников оценивается по объёмам привлечённых инвесторов.
Мы можем констатировать вполне определённый интерес Китая, на высоком уровне, к железнодорожной инфраструктуре направленный не только из Китая в Россию, но и внутри самой России. Проекты активно реализуются, если инициаторами являются китайцы и, по крайней мере, активно обсуждаются, если инициаторы – россияне.
Впрочем, отрадно то, что китайские проекты не носят и никогда не будут носить какого-либо иной направленности, кроме как установление крепких и взаимовыгодных торгово-экономических связей между двумя великими державами. В этом мы можем быть непоколебимо уверены, как вообще мало в чём.
- Евгений Новожилов