Эксперты делают большие ставки на транспортно-логистический комплекс «Южноуральский» в Увельском районе. Запуск его в эксплуатацию перекроит транспортную цепочку из Китая в пользу российского юго-востока, и это почувствует весь Урал, а также Татарстан и Башкирия.

Ключевая фишка

Обсуждение ТЛК стало основным блюдом на встречах делегации из Поднебесной в Челябинске на прошлой неделе. Строящуюся перевалочную и производственную базу на маршруте из Китая в Европу в области сейчас считают чуть ли не главным драйвером в развитии экономики региона на ближайшие годы. А ключевой фишкой всего проекта является наличие таможенного склада на территории Челябинской области.

— Сейчас это самая большая головная боль для импортеров. Крупнейший рынок внутри страны сегодня — это Москва и Московская область, соответственно импортеры вынуждены весь китайский товар везти через Байкальск. Сначала полностью до Москвы, а потом тащить часть этого товара дальше и уже распределять по регионам. Железная дорога, которая проходит через Казахстан, значительно короче, но здесь проблема возникает в том, что растаможка в любом случае происходит в Москве, — объясняет директор Агентства инвестиционного развития Челябинской области Олег Пермяков. — Наличие у нас таможенного склада будет колоссальным преимуществом. Это будет понятно с запуском ТЛК. Кроме Челябинской области, Курганская, Свердловская, Тюменская области, Татарстан и Башкортостан сильно почувствуют региональный подъем, связанный с логистикой из Китая.

Азиатско-европейский транспортный коридор в его усеченном, важном для Южного Урала варианте будет проложен по трем точкам железной дороги — Урумчи (КНР) — Достык (Казахстан) и Формачево (Челябинская область). Железнодорожные структуры разных стран уже договорились между собой о доле участия каждой в этом проекте. Сейчас идет период подписания соглашений между транспортными, логистическими и производственными компаниями. Предварительные договоренности нужны инвесторам как гарантии определенных объемов грузов, которые потекут по новому «шелковому пути».

Однако ТЛК — это не только перевалочная база. На территории комплекса и вокруг него будут созданы производственные площадки.

— Эту тему мы уже не раз обсуждали с китайцами, — говорит министр экономического развития Челябинской области Елена Мурзина. — Новые совместные производства могут быть созданы на площадках возле ТЛК или в парке индустриальных инноваций «Малая Сосновка».

 Тему промплощадок вокруг комплекса продолжает и директор АИР Олег Пермяков:

— Помимо услуг транспорта, таможенных и других административных, предполагается еще организовать легкие производства. То есть часть товаров из Китая будет проходить здесь крупноузловую сборку и уже дальше передаваться потребителям в ближайшие регионы, — комментирует эксперт. — В частности, в Елабуге сегодня рассматривается проект строительства китайского завода — автосборочного производства. Так вот при наличии действующего ТЛК компоненты и комплектующие могут поставляться к нам, у нас проходить локализацию — сборку и уже в крупноузловом виде передаваться в европейском направлении.

По словам нашего собеседника, теоретически такие схемы могут работать в обе стороны. Но на деле баланс между товарными отправками, скорее всего, будет нарушен в пользу Поднебесной.

— По объективным причинам, китайское производство остается более конкурентоспособным, поэтому основной поток грузов пойдет к нам из Китая. От нас, вероятно, это будут поставки продуктов питания, — считает Пермяков.

 Выйдут из моря

Впрочем, инвесторы проекта уже называют конкретные компании, проявляющие интерес к транспортному коридору через Южный Урал.

— Крупный российский ритейлер детской одежды и игрушек «Детский мир» очень заинтересован в переводе своей логистики в новый транспортный коридор, — рассказал первый заместитель гендиректора ООО «Лоджик Лэнд» Йенс Айххорст. — И это не единственный крупный федеральный игрок, проявляющий интерес к новому пути. Мы также выиграли тендер по строительству склада для компании Х5 и думаем, что много других компаний будут следовать этому примеру и с нами сотрудничать. Идея ТЛК заключается еще и в том, чтобы создать логистическую инфраструктуру, позволяющую эффективно привозить комплектующие и на месте собирать готовую продукцию, которую распределять потом по всей стране, например, автомобильным транспортом. В этом плане мы сейчас ведем переговоры с корпорацией Haier — крупнейшим в мире производителем бытовой техники. Разговариваем и с китайскими производителями автомобилей, которых тоже интересует этот проект. Поэтому думаю, что до конца этого года будем подписывать с ними конкретные соглашения.

По словам Йенса Айххорста, сегодня почти все эти компании работают через морские порты на юге Китая. Их поставщики привозят грузы в порт, где контейнеры консолидируются и отправляются морем.

— В будущем компании могут просить своих поставщиков везти грузы в Урумчи, где наши коллеги будут ставить их на железную дорогу. Время в пути по сравнению с морским транспортом сократится почти в 5 раз. По морю груз идет около 50 дней. По железной дороге в Уральский регион мы будем привозить грузы за 10 дней, — отмечает представитель ООО «Лоджик Лэнд».

Также добавим, что запуск транспортно-логистического комплекса в эксплуатацию намечен на март будущего года. Первый поезд будет состоять из 60 вагонов на 800 грузовых мест. В сутки комплекс будет обрабатывать более 400 контейнеров.

Специалисты Морстройтехнологии занимались проектированием ТЛК  с гибким поэтапным развитием мощностей. Выполнены следующие работы: разработка проектной документации; сопровождение экспертизы проекта; разработка специальных технических условий; рабочая документация.

Разработка проектной и рабочей документации для строительства Транспортно-логистического комплекса (ТЛК) – 1 этап «Южноуральский». Первый пусковой комплекс.

Комментарий

Борис Дубровский, исполняющий обязанности губернатора Челябинской области:«ТЛК станет одним из крупнейших в России с грузооборотом свыше 2,5 миллиона тонн. Ход реализации всех мероприятий в рамках проекта находится на моем личном контроле. Сейчас этот важный инвестиционный проект переходит в практическую плоскость и сопровождается решением многих рабочих вопросов. Надеюсь, что в следующем году мы с вами ощутим осязаемые результаты нашего проекта. Это основа для создания в наших регионах новых производственных площадок, возможность существенно увеличить товарооборот, обеспечить обмен высокими технологиями и культурными традициями»