13 ноября Софья Каткова, руководитель проектов Морстройтехнологии, поделилась с участниками конференции «Металлургия и грузоперевозки» информацией и проблемах, тенденциях и перспективах морских терминалов для экспорта горно-металлургических грузов.
Сейчас около 80% экспорта металлопродукции происходит через морские порты.
В Балтийском бассейне лидирует комплекс сооружений «Большой Порт СПб». В 2012 году там было перевалено 4 598,1 тыс. т черных металлов. В нем находится «Морской порт Санкт-Петербург», мощности которого достигают 7 млн. т. В 2012 году перевалка черных металлов составила 2,6 млн. т, цветных (алюминий) – 1,7 млн. т, металлолома – 0,8 млн. т. Рядом расположилась стивидорская компания Северстали «Нева-Металл». Её мощности составляют 2-2,5 млн. т, черных металлов в 2012 году перевалено 1,8 млн. т.
В Черноморско-Азовском бассейне лидирует Новороссийский морской торговый порт. В 2012 году он перевалил 8 556,8 тыс. т черных металлов. В Каспийском бассейне лидирует Астраханский порт, переваливший в 2012 году 1 867,7 тыс. т черных металлов. В Дальневосточном бассейне первое место по перевалке черных металлов занимает Порт Находка – 3 762,7 тыс. т.
Основная проблема российских морских портов состоит в том, что прибыль от застройки прибрежных территорий гораздо больше, чем от работающих на этих территориях портов. По этой причине порты постепенно вытесняются из городов. К сожалению, наиболее интересные с точки зрения стоимости логистической цепочки порты перепрофилируются из-под металла в другие виды грузов. «Выносные» порты больше приспособлены для перевалки металлопродукции и горнометаллургических грузов. В результате контейнеры стремятся в «городские» порты, а экспортноориентированные металлы – в «выносные». В перспективе эти тенденции будут прогрессировать.