Примером востребованности российских терминалов может служить перевалка в БП СПб.

В БП СПб 2 терминала. Один из них принадлежит «Уралкалию» и работает в основном с калийными удобрениями + удобрения «Фосагро». Проектная мощность терминала составляет 6200 тыс. т., однако терминал уже неоднократно показывал большие годовые объемы.

ОАО «Уралкалий» реализует программу развития производственных мощностей, которая позво­лит увеличить производственные мощности до 17,2 млн т. хлористого калия к 2021 г. (это данные на начало 2016 г., ранее предполагалось увеличить мощности до 19 млн. т. Программа пересматривается в соответствии с динамикой рынка).

В 2015 г. «Уралкалий» произвел 11,4 млн т хлористого калия, в 2014 г. - 12,1 млн т. По оценке специалистов «Уралкалия», мировой спрос на калийные удобрения в 2015 г. снизился до 58 млн. т по сравнению с 63 млн. т в 2014 г.

Для обеспечения экспорта удобрений после реализации инвестиционной программы «Уралкалий» запланировал развитие «Балтийского балкерного терминала», с увеличением его пропускной способности до 7,5 млн. т. Однако фактически данный объем перевалки уже был достигнут. То есть те мероприятия, которые запланированы, должны привести еще к дальнейшему росту пропускной примерно на 2 млн. т. Увеличение мощности планируется достигнуть за счет реконструкции причала № 105. Это позволит увеличить длину причального фронта терминала и обрабатывать 3 судна одновременно (сейчас – 2). С Росморпортом заключено инвестиционное соглашение (по крайней мере, Росморпорт заявляет о том, что данный проект входит в перечень приоритетных реализуемых проектов).

Второй терминал – универсальный – ОАО «Морпорт СПб». Перевалка через «яму» на 2-м грузовом районе. Перспектив роста нет. Различные грузоотправители, основной – «Акрон».

Анонсировались планы создания терминала мощностью до 4 млн. т, которые пока в неопределенном состоянии.

Около 2 млн. через БП СПб перегружалось в таре (преимущественно контейнерах). Это было в 2014 г., в 2015 г. объемы сократились, если не исчезли совсем.

Примером востребованности российских терминалов может служить перевалка в БП СПб 

Россия, Выборг

Комплекс перегрузки минеральных удобрений (КПМУ) состоит из станции выгрузки вагонов с приемным бункером, стационарных погрузочных галерей, 2 судопогрузочных машин.

В рамках программы развития предполагается увеличить его пропускную способность до 1 млн. тонн в год. Минеральные удобрения перегружаются только по прямому варианту.

Основной клиент – «УРАЛХИМ» не снизил объемы в Выборге, несмотря на строительство собственного комплекса в Риге.

Основной клиент – «УРАЛХИМ», не снизил объемы в Выборге

В порту Усть-Луга перевалкой минеральный удобрений занимаются две стивидорных компании: ОАО «Европейский серный терминал», который также перегружает российскую и казахскую серу (около 1,6 млн. т в 2015 г.), и ОАО «Морской торговый порт Усть-Луга». ОАО «Морской торговый порт Усть-Луга» может работать с удобрениями самостоятельно, а также на его территории расположен комплекс «Смарт Балк Терминала». Разделить грузооборот этих компаний по статистическим данным невозможно.

На «Европейском серном терминале» под долгосрочный контракт с «ФосАгро» строятся новые складские мощности. Первую «нитку» - на 50 тыс. т – запустили 30 мая 2015 г. К концу года планировалась построить второй склад, всего на 100 тыс. т. Через этот терминал «ФосАгро» планирует перегружать и продавать от 1 млн  т в год и более удобрений с возможностью погрузки на суда типоразмера Panamax, а также бесплатного хранения товара.

ООО “Ультрамар” совместно с ОАО “ФосАгро” создана компания ООО “Смарт Балк Терминал”, основная цель которой - оказание стивидорных услуг в порту Усть-Луга.

С 1.01.2015 г. на территории МПК ЮГ-2 запущена в эксплуатацию станция разгрузки вагонов производительностью станции -1200 тонн/час. Удобрения из вагонов выгружаются в специализированные контейнеры, которые затем остаются на терминале в качестве мобильного склада, или же удобрения сразу выгружаются из контейнера в судно. Скорость погрузки судна составляет до 15000 тонн/сутки. Вместимость «мобильных складов» – около 120 тыс. т. По данным «Фосагро», инвестиции в комплекс составили 650 млн. руб. Компания заявила о том, что уйдет из прибалтийских портов. В 2015 г. через Котку и Таллинн отправили около 500 тыс. т.

ОАО «Морской торговый порт Усть-Луга» может работать с удобрениями самостоятельно

Финляндия, Котка

В 2015 г. по жд статистике прослеживались отгрузки в Котку только у «Фосагро» - 417 тыс. т. (341 тыс. т в 2014 г.).

Терминал начал работу в конце 2011 г.

Допустимая осадка – 13,5-15,3 м

Одновременное обслуживание 2-х судов

Приемка морских судов водоизмещением до 100 тыс. т. (при осадке 15,3)

Есть возможность фасовки переваливаемого груза

Мощности по вызгрузке – до 300 вагонов в сутки

Конвейерные галереи и судопогрузочные машины со скоростью обработки груза – от 600 до 1200 т в час.

Финляндия, Котка

АО Калия паркс является одним из самых крупных терминалов по перегрузке минеральных удобрений в Европе. На причалах терминала одновременно могут обслуживаться 2 судна класса Panamax. Общая вместительность складов составляет 140 тыс. т. В последние годы на терминале перегружались удобрения «Уралкалия». Но в 2015 г. грузопоток сильно упал. «Уралкалий» погрузил около 7,5 млн. т на своем терминале в БП Санкт-Петербург (94% от общего потока «Уралкалия» на порты).

АО Калия паркс является одним из самых крупных терминалов по перегрузке минеральных удобрений в Европе

Латвия, Рига          

Две стивидорных компании. Раньше была «Альфа Оста», с конца 2013 г. заработал терминал «Уралхима» - RFT. За счет этого произошел прирост перевалки в Риге почти в 1 млн. т в 2014 г.  В 2015 г. «Уралхим» отправил через Ригу около 2 млн. т удобрений, и, предположительно, они прошли через собственный терминал.

В порту планируется провести масштабное дноуглубление, в результате которого глубины на канале у терминала RFT к 2018 г. должны составить 15 м., у терминала «Альфа Оста» - 17 м.

В 2015 г. «Уралхим» отправил через Ригу около 2 млн. т удобрений

Порт Клайпеда

Проведено дноуглубление до 14,5 м. Планируется довести глубины до 17 м. к 2018 г.

KLASCO – мощность около 3,5 млн. т, 2 причала (5 и 6) причал, суда панамакс, в июле 2014 г. открыла новый склад насыпных удобрений с технологической линией погрузки-выгрузки удобрений, вместимостью 100 тыс. т. (теперь суммарно 220 тыс. т). Помимо склада и технологической линии, оборудована и станция разгрузки железнодорожных вагонов, где одновременно можно принимать 4 вагона. Галереи транспортеров соединены с ранее построенной частью терминала удобрений, а галерея причала продлена до 6-го причала.

По данным на 2015 г., планируется реконструкция жд подходов в северной части порта, за  счет чего станет возможным отправлять на территорию Клайпедской морской стивидорной компании (KLASCO) полные составы из 60 вагонов. В таком случае больше не придется направлять железнодорожные составы на Клайпедскую железнодорожную станцию, где их переформировывали.

В планах Класко на период с 2015 по 2018 г. – строительство крытых складов. Планируемая площадь комплекса – 17 тыс. кв. м.

ЗАО "Бирю Кровиню Терминалас" (БKT)

Весной 2013 г. "Беларуськалий" купил 30% акций клайпедского терминала насыпных грузов ЗАО "Бирю Кровиню Терминалас" (БKT) за 30 млн. USD с 10-летней рассрочкой и под гарантию перевалки калийных удобрений.Терминал расположен на площади 50 тыс. кв. м. Складской комплекс термина­ла состоит из 5 крытых шатровых складов арочного типа общей вместительностью единовременного хранения однородного груза минеральных удобрений до 100 тыс. т, расположенных непосредственно у причалов. На этом терминале поставлено оборудование для фасовки в мешки и контейнеры и далее для их погрузки на судно. 4 причала, осадка 12 м. После приобретения доли в терминале «Беларуськалием» грузопоток терминала заметно вырос.

Планируется строительство новых складов и общая реконструкция терминала, что даст возможность перегружать до 9 млн. т.

Дирекция Клайпедского государственного морского порта намерена провести реконструкцию причалов №105 (длина - 149 м) и №106 (длина - 250 м). В настоящее время разрабатывается проект, приступить к строительным работам дирекция порта рассчитывает в 2017 году.

Ранее причалы №№105,106 эксплуатировались оператором Klaipedos Smelte для перевалки рефрижераторных грузов, однако из-за потери соответствующего грузопотока дирекция порта приняла решение передать причалы стремительно развивающейся компании Biriu kroviniu terminalas, работающей на пике своей пропускной способности.

В рамках модернизации планируется увеличение протяженности причала №106 до 280 м, за счет чего будет сформирована новая территория для грузовых операций. Кроме того, дирекция порта намерена провести углубление дна у причалов №№105-106 до 16,5 м (на данный момент 9 м).

Предполагается, что после завершения реконструкции и дноуглубительных работ причалы смогут принимать суда длиной до 245 м, шириной 43 м с осадкой 15 м, дедвейтом до 120 тыс. тонн.

Дирекция Клайпедского ГМП планирует реконструкцию причалов №№101-104 общей протяженностью около 430 м. Данные работы являются подготовительным этапом перед началом дноуглубления до 14,5 м (гидротехнические сооружения были построены под максимально допустимую глубину в 12,5 м).

Бега – мощность около 3 млн. т, 2 причала, Panamax, склады 185 тыс. т.

«Гродно Азот» вело переговоры со стивидорной компанией «Бега» о создании СП по перевалке грузов (на 2016 г., результат не объявлен).  После открытия второго виадука были улучшены условия подъезда по железной дороге в стивидорную кампанию «Bega» и многие другие компании.

Порт Клайпеда: проведено дноуглубление до 14,5 м 

Эстония, Таллин   

Основной грузоотправитель – «Акрон», также около 100 тыс. т - «Фосагро». Купольные склады построены еще в 2013 г.

Эстония, Таллин. Основной грузоотправитель – «Акрон»

Эстония, Силламяэ

На терминале Silsteve выгружаются фосфориты и отгружаются удобрения «Еврохима» - ПГ «Фосфорит» и НАК «Азот». Это универсальный терминал. Удобрения доставляются в порт автотранспортом или по железной дороге. Выгружаются на склад. Затем автотранспортом довозятся до причала, который расположен на удалении. Далее грейферная погрузка на суда. По крайней мере, такая схема была в 2014 г.

На терминале Silsteve выгружаются фосфориты

Необходимым условием развития газохимических производств в промышленной зоне порта Усть-Луга является увеличение мощности газопровода Кохтла-Ярве (Эстония) – Санкт-Петербург и строительство  отвода в Усть-Лугу.

«Балтийский карбамидный завод», дочерняя компания группы «ИСТ», ведет переговоры о проектном финансировании с банками.

ООО «Балтийский карбамидный завод» планировало построить завод по производству карбамида и аммиака в промышленной зоне порта Усть-Луга. Окончание строительства намечалось на 2017 г., начало выпуска продукции - в первом квартале 2018 г.

Кроме завода, компания планирует также построить терминал по перевалке его продукции мощностью 350 тыс. т аммиака и 1200 тыс. т. карбамида.

ООО "Балтийская газохимическая компания" планирует запустить в 2019 г. производство метанола в восточной части промышленной зоны "Усть-Луга". Объем выпуска завода составит 1,7 млн т. метанола в год.

Проект «Метанол Северный» мощностью 1,65 млн т/год может быть запущен уже в 2019 г. Расстояние до порта Усть-Луга – 40 км. Инвестором проекта выступает компания «НГСК», оператором - CREON Energy. Лицензиаром технологии по производству метанола (Lurgi Mega Methanol™) является компания Air Liquide, строительство будет осуществлять Renaissance Heavy Industries.

Предприятие расположится на промышленной площадке «Алексеевка», которая занимает территорию в 224 га. Основное направление реализации продукта - поставки на экспорт (около 80%) преимущественно в Европу, которые будут осуществляться через морской порт Усть-Луга. Рассматривается несколько вариантов доставки метанола в порт, основной из них - метанолопровод, трасса которого уже определена.

Сообщается, что уже заключен договор с «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» на поставку газа в объеме 1,7 млрд м3 в год.

«Еврохим» планирует построить терминал по перевалке удобрений в порту Усть-Луга на Балтике в 2019–2020 г.

«Еврохим» планирует построить терминал по перевалке удобрений в порту Усть-Луга на Балтике в 2019–2020 г.

В марте 2016 г. акционеры ПАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП) на внеочередном собрании, которое прошло в форме заочного голосования, одобрили продажу акций стивидора «Агросфера» компании «Мурманский балкерный терминал» (входит в группу «Еврохим»).

Единственный клиент терминала – «Фосагро», который поставляет удобрения из Череповца и Балаково. Этот порт выгоден «Фосагро» как в силу географического положения (близость к Череповцу), так и в силу наличия обратной загрузки – обратно из района Мурманска везутся апатиты с ОАО «Апатит».

«Агросфера» компании «Мурманский балкерный терминал» (входит в группу «Еврохим»).

Продолжение следует


Презентацию полностью можно просмотреть или скачать здесь:
Перевалка сухих минеральных удобрений через морские порты России. Результаты 2015. Проблемы и тренды.

Перевалка минеральных удобрений через порты России. Результаты 2015. Проблемы и тренды. Часть 1

Перевалка минеральных удобрений через порты России. Результаты 2015. Проблемы и тренды. Часть 3

Перевалка минеральных удобрений через порты России. Результаты 2015. Проблемы и тренды. Часть 4