Перевалка минеральных удобрений через порты России. Результаты 2015. Проблемы и тренды.

Часть 1. Динамика экспорта удобрений, грузооборот портов и обзор терминальных мощностей для российского экспорта

С точки зрения грузопотоков, экспорт удобрений из России, Литвы и Беларуси является единым рынком. Экспорт существует также в Латвии и Эстонии, но очень незначительный. Экспортные грузопотоки из этих стран проходят через терминалы России, Прибалтики, Украины. Суммарный экспортный грузопоток из этих стран В 2015 г. совокупный объем экспорта из этих трех стран стабилизировался на уровне 45,4 млн. т. (рост к 2014 г. – на 1%). В 2014 г. экспорт вырос на 14% по сравнению с 2013 г. В 2013 г. было сокращение экспорта.

С точки зрения грузопотоков, экспорт удобрений из России, Литвы и Беларуси является единым рынком

Калийные удобрения – наиболее волатильная группа. Именно за счет нее происходят наиболее драматические взлеты и падения. Динамика по смешанным и азотным удобрениям более стабильна. За рассматриваемый период, заметный спад отмечен в 2008 г. (-11%). Однако, по сравнению с динамикой калийных удобрений, такой спад можно назвать стабильностью.

Калийные удобрения – наиболее волатильная группа.

География поставок удобрений также меняется год от года. Среди основных импортеров российских удобрений – Бразилия, США, Китай, Индия, Украина, Турция, Польша, Малайзия, Индонезия. За 15-летний период, заметно выросли поставки удобрений в Бразилию и США. Это именно те направления, которые требуют поставок морем.

География поставок удобрений также меняется год от года

На этой диаграмме видно, как рост перевалки удобрений в Балтийском бассейне следует за объемами экспорта и даже превышает его.  Морские направления экспорта растут быстрее, чем сухопутные. Грузопоток в направлении других бассейнов достаточно стабилен, изменения в объемах экспорта напрямую отражаются на грузообороте Балтийских портов. В 2015 г. практически все направления, за редким исключением, показали рост. Наиболее значительным он был в Силламяэ и Усть-Луге (правда, сказывает эффект низкой базы).

Рост перевалки удобрений в Балтийском бассейне следует за объемами экспорта и даже превышает его

Мощность терминала, его пропускная способность – это величина, которая зависит от многих факторов: структуры грузопотока, неравномерности подхода судов, вагонов и др. Поэтому всего пропускная способность – это оценочный показатель, принятый для определенных условий. Он отражает возможности терминала, но не является однозначным ограничением. При изменении параметра грузопотока, технологии работы она может меняться, даже без существенного изменения инфраструктурной составляющей. Поэтому составление «баланса» рынка – соотношения спроса и предложения мощностей – это аналитический инструмент, который отражает наиболее общие тенденции на рынке, но не может служить основанием для однозначных выводов.

Один из значимых параметров терминала – размер обслуживаемых судов. Для приведения к единой шкале данных по терминалам в таблице рассчитан средний дедвейт судна, соответствующий максимальной осадке судна на терминале. При иной конструкции судна, дедвейт этот может быть и больше. Но в данном случае показан средний. Терминалы могут публиковать данные о большем размере максимального судна, что не противоречит представленным у нас данным.

Суммарная мощность навалочных терминалов для перевалки минеральных удобрений составляет на Балтике около 48 млн. т., их средняя загрузка – 57%. В том числе российские терминалы имеют мощность 15,5 млн. т. с загрузкой 66%. Однако, если учесть, что Европейский серный терминал загружен также серой, и не учитывать Калининград, куда в силу географического положения едет лишь небольшое количество российских удобрений и столь же небольшое литовских, то показатель загрузки составит 78%, что ближе к реальности.

Мощность прибалтийских терминалов – 32,4 млн. т с загрузкой 53%. Однако, в мощности прибалтийских терминалов входят существенно недозагруженные (практически не используемые в 2015 г.) мощности Калия Паркс в Вентспилсе. Если считать без них, то мощности Прибалтики составят 24,9 млн. т. с загрузкой 69%. Т. о., несмотря на развитие российских портов, пока Прибалтика имеет большие возможности, и эффективно их использует.

Около половины мощностей как на российской Балтике, так и в Прибалтике аффилированы с грузовладельцами (в РФ – 59%, в Прибалтике – 48%). При этом уровень загрузки таких терминалов – 91% и 89% соответственно.

Суммарная мощность навалочных терминалов для перевалки минеральных удобрений составляет на Балтике около 48 млн. т

По размерам обслуживаемых судов, прибалтийские терминалы имеют более выигрышные позиции, чем российские порты. На российской Балтике, лишь Усть-Луга может принимать Panamax.

Суммарная мощность навалочных терминалов для перевалки минеральных удобрений составляет на Балтике около 48 млн. т


Презентацию полностью можно просмотреть или скачать здесь:
Перевалка сухих минеральных удобрений через морские порты России. Результаты 2015. Проблемы и тренды.

Перевалка минеральных удобрений через порты России. Результаты 2015. Проблемы и тренды. Часть 2

Перевалка минеральных удобрений через порты России. Результаты 2015. Проблемы и тренды. Часть 3

Перевалка минеральных удобрений через порты России. Результаты 2015. Проблемы и тренды. Часть 4