«Морстройтехнология» рассказывает о последних тенденциях российского контейнерного рынка

10-11 июня в Санкт-Петербурге прошла шестая ежегодная конференция «Перспективы развития Большого порта Санкт-Петербург», организованная журналом «Вести морского Петербурга» при поддержке Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга. 

Основная тема конференции – контейнерные перевозки и развитие контейнерных терминалов Большого порта Санкт-Петербург, Ленинградской области и стран Балтийского моря.

Сергей Семенов, директор по развитию ООО «Морстройтехнология», выступил на конференции с докладом «Текущее состояние и тенденции развития контейнерных грузопотоков через порты стран Балтийского моря и контейнерные терминалы Большого порта Санкт-Петербург и Ленинградской области».

В докладе представлены итоги развития рынка перевалки контейнеров в морских портах в прошедшем году. Объем перевалки контейнеров в морских портах России составил в 2013 г. 4,84 млн. TEU. Традиционно лидером по перевалке контейнеров был Балтийский бассейн – его доля составила около 56%. В 2000-2006 гг. доля Балтийского бассейна в перевалке контейнерных грузов в портах России составляла около 70%, затем она начала постепенно снижаться и в настоящее время составляет 60%.

Однако, 2013 год стал первым в истории российского контейнерного рынка, когда рост контейнеропотока на Балтике практически остановился (при этом на Дальнем Востоке рост составил 18%). До 2011 г. рост контейнерооборота в российских портах Балтики исчислялся двузначными числами. В 2012 г. рост составил 8%, в 2013 г. – менее 1%.

В постсоветский период контейнерный грузооборот российских портов Балтийского бассейна снижался только два раза: в 1998 и 2009 гг. При этом Балтийский рынок следовал динамике российского рынка в целом. В 2013 г. впервые было отмечено снижение перевалки контейнеров в Балтийском бассейне, при том, что в других бассейнах грузооборот рос.

В презентации также был представлен обзор развития контейнерного рынка в портах Прибалтики и Финляндии, которые являются портами входа для российских контейнеризованных грузов. Все порты Прибалтики незначительно, но увеличили объемы перевалки контейнеров в 2013 г. Лишь в Котке наблюдалось незначительное снижение грузооборота. При этом практически все порты имеют планы по расширению мощностей.

Не отстают от них и российские терминалы. Если бы все заявленные планы развития контейнерных терминалов в России были бы реализованы, то мощности увеличились бы почти в 2 раза, примерно до 11-12 млн. TEU к 2020 г.

Очевидно, что не все эти проекты будут реализованы в тех масштабах, о которых заявлено, как из-за сложностей реализации, так и в силу несоответствия этих планов рыночной конъюнктуре. Тем не менее, сложившаяся ситуация уже может быть охарактеризована как профицит контейнерных мощностей, который будет усиливаться в будущем. По всей видимости, это приведет к усилению конкуренции в контейнерном сегменте и реструктуризации планов развития игроков контейнерного рынка.

Сложность ситуации еще и в том, что такой традиционный ресурс повышения конкурентоспособности и развития отрасли, как консолидация активов, уже себя практически исчерпал. Так, например, в Большом порту Санкт-Петербург структуры холдинга Global Ports  занимают около 80% рынка по перевалке контейнеров.

Угрозой развитию Балтийского контейнерного рынка является также введение ограничений по содержанию серы в судовом топливе в 2015 г. в соответствии с Приложением VI Конвенции MARPOL.

По мнению экспертов, это может привести к росту стоимости бункерного топлива на 65-85% и к росту стоимости фрахта на 40-80%. В РФ пока нет массового производства низкосернистого топлива (с содержанием серы менее 0,1%). Альтернативные способы решения проблемы (скрубберы, LNG-бункеровка) не спасают ситуацию. В связи с этим вероятно перераспределение части грузопотоков в порты Черного моря или на сухопутный транспорт. Это приведет если не к снижению грузопотоков в Балтийском бассейне, то, как минимум, к их стагнации.

Презентацию к докладу со статистикой грузооборота и обзором проектов развития контейнерных терминалов можно посмотреть в разделе Публикации.

«Текущее состояние и тенденции развития контейнерных грузопотоков через порты стран Балтийского моря и контейнерные терминалы Большого порта Санкт-Петербург и Ленинградской области»