Перегрузочные работы на причалах морского порта иногда прекращаются из-за дождя, ветра, волны и других метеофакторов.

Перегрузочные работы на причалах морского порта иногда прекращаются из-за дождя, ветра, волны и других метеофакторов.

Согласно Норм технологического проектирования, влияние метеороло­гических факторов на бюджет рабочего времени технологических процессов при проектировании и эксплуатации портового терминала учитывается понижающим коэффициентом Кмет.

Этот коэффициент учитывает влияние следующих факторов:

  • ветер при скорости более 15 м/сек;
  • осадки (дождь и снегопад);
  • туманы (плотный туман-видимость менее 100 м).

На практике убытки от потерь бюджета рабочего времени зависят не столько от общего количества осадков, как от числа дней с осадками. В этом отношении одним из “неудачных” портов является Санкт-Петербургский, где при общем количестве осад­ков около 470 мм в год в отдельные годы бывает более 200 дней с осадками.

Ниже, на рисунке представлен пример нормативных средних значений Кмет при перегрузке штучных и навалочных грузов, боящихся влаги, для порта Санкт-Петербург.

Нормативные средние значения Кмет при перегрузке штучных и навалочных грузов, боящихся влаги, для порта Санкт-Петербург

Нормативные средние значения Кмет при перегрузке штучных и навалочных грузов, боящихся влаги, для порта Санкт-Петербург (источник: РД 31.3.01.01-93, приложение 23) 

Согласно РД 31.3.01.01-93, в среднем за год можно ожидать потерь 20% рабочего времени в порту Санкт-Петербург из-за воздействий ветра, волны и осадков. Для некоторых видов груза (минеральные удобрения, зерно, цемент, холоднокатанная сталь и др.) в балтийских портах РФ риски потерь качества груза из-за влияния осадков становиться существенным фактором снижения конкурентоспособности портового оператора.

В порту Усть-Луга, например, согласно гидрометеорологической информации, годовое количество осадков (45-100 мм за месяц) выпадает с июня-июля по ноябрь-декабрь. С января по май-июнь среднее месячное количество осадков в большинстве пунктов 20-45 мм. Число дней с осадками за год изменяется от 146 до 191, а за месяц от 9 до 21, причем наибольшее число дней с осадками отмечается с октября-ноября по февраль.

Основным техническим средством предотвращения замокания груза явля­ется его крытое хранение и погрузка на судно. Появление в Западной Евро­пе крытых причалов, сблокированных с крытым складом, свидетельствует о эко­но­мической целесообразности их создания для регионов с годовым количест­вом дождливых дней 100-110 (Роттердам, Антверпен).

«All Weather Terminal» (AWT) – всепогодный терминал» – новый тер­мин в международной теории и практике строительства и эксплуатации портов. Появление этих терминалов в последние годы связано с обострившейся кон­ку­рентной борьбой на рынке портовых услуг. AWT призваны обеспечить качест­венную перегрузку грузов независимо от погодных условий. Сведения о таких терминалах в Европе можно найти на сайте www.allweatherterminals.com (Рис. 1.32).

Расположение всепогодных терминалов в Европе

Расположение всепогодных терминалов в Европе (источник http://www.backman-trummer.fi) 

Крытые причалы сокращают простои при погрузке/выгрузке грузов. Это позволяет быстрее загружать/разгружать суда дальнего плавания, и оставлять груз для временного хранения на причале и обеспечивают повышение эффек­тив­ности эксплуатации терминала.

На крытых причалах в любое время могут обрабатываться ценные, неупа­кованные грузы, а также грузы, требующие защиты от осадков.

На основании опыта эксплуатации портов в западной Европе все опера­торы терминалов с крытыми причалами сочли это технологическое решение удачным.

Так, например, группой Broekman (Роттердам) было решено построить крытый причал для того, чтобы сделать терминал более привлекательным для судоходных линий. Количество дождливых дней в Роттердаме составляет около 100-110 в год.

Крытый причал, совмещенный со складом. Терминал Broekman, Роттердам

Крытый причал, совмещенный со складом. Терминал Broekman, Роттердам (Источник: Google Earth)  

Крытый причал дает терминалу возможность обрабатывать любую сталь­ную продукцию в любое время, независимо от погодных условий. При отсут­ствии такого причала судоходным линиям пришлось бы оплачивать время за­держки погрузочно-разгрузочных операций из-за дождя.

Antwerp Stevedoring International (ASI) перегружает сталь на всепо­годном терминале порта Антверпен (Рис. 1.34). Терминал типа эллинг принимает суда до 9500 т дедвей­та, рядом встает баржа или речной сухогруз. Основной кран грузо­подъ­ем­ностью 50 т имеет вылет 45-27 м над водой и 18 м над прича­лом, другие имеют грузоподъемность 36 т. Об­щая стоимость терминала составляет 45 млн евро, он разместился на территории 300 тыс. м2. Терминал будет спе­циа­лизи­роваться на перевалке стальных изделий, цветных метал­лов и т.п.

Вид на всепогодный терминал ASI, Антверпен

Вид на всепогодный терминал ASI, Антверпен (источник – буклет компании) 

На терминале Waterland концепция всепогодного терминала также под­твердила свою успешность. Терминал начал свою работу в 1998 году с гру­зо­оборота в 200 000 тонн при 130 заходах морских судов. К 2005 году грузо­обо­рот вырос до 1,2 млн тонн, количество судозаходов увеличилось до 420 судов и 760 барж. В 2008 году грузооборот составил 1,5 млн тонн, количество судозахо­дов – 470. В 2009 мировой финансовый кризис привел к снижению грузо­обо­рота на 20%, количества судозаходов – на 10%.

Для того, чтобы удерживать конкурентоспособное положение в метал­лургической и целлюлозно-бумажной отрасли, при перемещении терминала Waterland в место его настоящего расположения было принято решение при­менить новую концепцию всепогодного терминала с крытыми причалами (Рис. 1.35). Новая концепция была реализована в 1998 году, когда был построен первый крытый причал. В 2002 и 2008 годах была проведена реконструкция второго и третьего причалов в причалы крытого типа.

 Вид на терминал Waterland, Амстердам

Вид на терминал Waterland, Амстердам (источник – брошюра терминала Waterland) 

Большинство крытых складов с причалами имеют размер от 5 000 до 13 500 м2.

Длина крытых причалов определяется по размеру самых больших разгру­жаемых судов. На терминале Waterland есть три крытых причала, средняя дли­на которых составляет около 83 м. На терминалах Broekman и Wijngaard (Ант­вер­пен) всего по одному причалу.

Ниже представлены основные характеристики некоторых AWT терминалов.

Наименование
терминала

Количество/общая длина
крытых причалов

Дедвейт максимального судна, т

Waterland

3/260

7500

Broekman

1/84

9500

Wijngaard

1/90

10000

Крытый причал построен в Финляндии, в порту Коккола. Особенностью порта является замерзающая акватория, в том числе у крытого причала. Для борьбы со льдом применяются специальные технические средства и способы.

Вид на крытый терминал в порту Коккола

Вид на крытый терминал в порту Коккола.
Для обеспечения безопасного захода и швартовки создана направляющая паловая конструкция (источник http://www.backman-trummer.fi) 

Согласно данных от финской фирмы Oy M. Rauanheimo Ab (источник http://www.backman-trummer.fi), терминал в порту Коккола имеет следующие параметры:

наибольшее судно 9,500 DWT с размерами:

  • осадка: 8,3 м;
  • длина: 122 м;
  • ширина: 25 м;
  • габаритная высота судна: 23,5 м;
  • размеры сооружения:
  • высота: 35 м;
  • ширина: 62 м;
  • длина: 132 м;
  • грузоподъемность крана: 50 т.

Крытый терминал в порту Коккола зимой

Крытый терминал в порту Коккола зимой (источник http://www.backman-trummer.fi)  


Смотрите также:

Разработка и анализ коммерческой привлекательности транспортных схем с использованием речного транспорта для организации работы между Металлургическим терминалом БМТ и ОАО «Выксунский металлургический завод»

Морские и сухопутные контейнерные терминалы

Маркетинговые исследования грузоперевозок могут дать информацию относительно различных аспектов, связанных с рынком грузоперевозок