Программы развития логистики портовых городов

Морской порт играет особую роль в современных логистических системах. Активное развитие мировой торговли привело к тому, что большая часть торгового обмена осуществляется между удаленными друг от друга странами и континентами, для которых морское сообщение является единственной альтернативой.

В жизни портового города морской порт также играет большую роль.

Во-первых, порты аккумулируют значительные грузопотоки, которые проходят транзитом либо обрабатываются в городе. И в том, и в другом случае это сказывается на организации логистики. Размер грузопотоков и их направление определяют требования к транспортной инфраструктуре.

Значение морского порта для транспортной системы города иллюстрирует данная диаграмма. Морской порт является грузогенерирующим объектом для железнодорожного, автомобильного, внутреннего водного транспорта – то, что пришло с моря, затем доставляется по суше, создаются новые грузопотоки.

 Значение порта для транспортной системы города

 

Объем грузовых перевозок в Московском и Санкт-Петербургском транспортных узлах, в млн. т

Во-вторых, морской порт – это источник экономического роста. Многие производители, рассматривая возможные площадки размещения новых производств, предпочитают портовые города, так как это существенно снижает логистические издержки. Создаются портовые индустриально-логистические зоны (концепция PortCentricLogistics).

 Морской порт сам является потребителем различных услуг и потому дает стимул для развития смежных отраслей. Портовую деятельность отличает высокий мультипликативный эффект – это значит, что инвестиции в портовые проекты создают дополнительный спрос в других отраслях экономики, а одно новое рабочее место в порту приводит к созданию еще до 5-7 рабочих мест в других отраслях.

 В-третьих, портовая деятельность вносит коррективы в территориальное планирование и градостроительное развитие. Исторически сложилось так, что портовые города формировались вокруг порта, как вокруг ядра. Со временем города росли и развивались, обрастая новыми деловыми, жилыми, промышленными районами. Порт оказался «зажат» городской застройкой, а грузопотоки выросли. Требуется найти возможности развития портовых мощностей в условиях территориальных ограничений. И здесь современная наука и практика предлагают различные решения.

 Одно из них – это вынос портовых мощностей из центра города и/или строительство аванпортов. Развитие портов идет за счет присоединения территорий вне плотной городской застройки, в устьевых портах – ближе к морю, где больше глубины. Подобные тенденции характерны для многих портовых городов – Хельсинки, Рига, Таллин, Санкт-Петербург.

 Наличие в городе или регионе морского порта – это одновременно и новые проблемы (нагрузка на инфраструктуру), и новые возможности. Грамотное планирование позволяет работать с проблемами и максимально использовать возможности.

 Эти и другие тенденции развития логистики и портовых городов мы учитываем в разработке стратегических и программных документов транспортной отрасли. Можно выделить следующие основные направления разработок:

«Морстройтехнология» родом из Санкт-Петербурга, и мы не перестаем работать для гармоничного развития города и порта. Среди реализованных нами проектов:

НИР «Разработка и обоснование целевых направлений развития Большого порта Санкт-Петербург, обеспечивающих эффективное развитие экономики города Санкт-Петербург»

Генеральная схема и программа развития 1 грузового района (территории ЗАО «ВСК») и 2 грузового района (территории ЗАО «ПСК») порта Санкт-Петербург

Разработка Программы развития морского и внутреннего водного транспорта в составе транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга на период до 2025 года

А также проекты в других городах:

Разработка раздела обоснования инвестиций по проекту «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла»

Создание грузового района порта Сочи с созданием береговой инфраструктуры в устье Мзымта с дальнейшим перепрофилированием в инфраструктуру яхтинга