Последние новости

feed-image Рассылка новостей по RSS

Подписка на рассылку

Задать вопрос

На Ваш вопрос отвечает

Директор по развитию,
кандидат экономических наук Семенов Сергей Алексеевич

Федеральные и региональные транспортные стратегии

Стратегические документы транспортной отрасли

Транспортная стратегия

Транспортная система России является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры, а ее развитие - одна из приоритетных задач государственной деятельности. Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы является необходимым условием подъема экономики.

В целях уточнения приоритетов развития транспортной системы и задач государства в области развития транспорта согласно социально-экономическим условиям, Министерством транспорта России разработана Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года.

Положения Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года являются базой для единого понимания роли транспортной системы и перспектив ее развития органами государственной власти, органами исполнительной и законодательной власти различных уровней, органами военного управления, мобилизационными органами, хозяйствующими субъектами различных форм собственности и организационно правовых форм, пользователями транспортных услуг.

В целях недопущения структурных ограничений социально-экономического развития России со стороны транспорта, и эффективного использования ресурсов, Минтрансом России разработаны следующие стратегии:

  • Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года;
  • Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России на период до 2030 года;
  • Стратегия развития морской деятельности России до 2030 года;
  • Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года.

 Все стратегии развития транспорта Российской Федерации являются частью общей системы программных документов, определяющих развитие транспортной системы Российской Федерации, и увязывают основные направления транспортной политики с федеральными и ведомственными целевыми программами.

Основным инструментом реализации Транспортной Стратегии являются Федеральные целевые программы (ФЦП).

Федеральные целевые программы представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организа­ционно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологи­ческого, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики.

Федеральные целевые программы:

  • Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы);
  • Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы);
  • Московский транспортный узел;
  • Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.);
  • Санкт-Петербургский транспортный узел.

Московский транспортный узел

Совет развития транспортной сети Москвы и области утвердил новую программу - Московский транспортный узел (МТУ), по которой город будет развиваться до 2020 года. В состав МТУ входит Москва и ее пригородная зона, а из существующих видов транспорта здесь представлены все, кроме морского.

Развитием транспортной системы Большой Москвы занимается специальный орган - Координационный совет, руководителем которого является непосредственно министра транспорта России.

Программа развития МТУ в 2013-2016 гг. обойдется в 1,8 трлн руб., более половины инвестиций пойдет на развитие дорожной инфраструктуры и метро.

К 2016 г. появится 93,9 км автомобильных дорог (49,1 км из них — дороги федерального значения), улично-дорожная сеть Москвы увеличится на 38,6 км. Будут расширены участки М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-5 «Урал» и др. На Малом кольце Московской железной дороги будет организовано пассажирское сообщение. В планах к 2020 г. построить 64 транспортно-пересадочных узла, в том числе 57 — в Москве.

Предполагается и реконструкция инфраструктуры аэропортов «Шере¬меть-ево», «Домодедово» и «Внуково», включая строительство новых взлетно-посадочных полос.

По оценкам РЖД, пассажиропоток МТУ к 2025 г. вырастет в 2 раза до 1,6 млрд человек. К 2016 г. доля общественного транспорта в пассажирских перевозках достигнет 73%, в Москве — 78%, в Московской области — 66%.

До 2020 г. на проект развития МТУ должно быть потрачено около 6 трлн руб.: почти 1,6 трлн руб. — из федерального бюджета, около 3,2 трлн руб. — из бюджетов города и области, а также 1,1 трлн руб. — из внебюджетных источников. Но финансирование проекта может быть сокращено более чем в 2 раза до 2,6 трлн руб., по причине дефицита финансирования из федерального бюджета и внебюджетных источников.

Часть проекта развития МТУ — Московский авиаузел может быть профинансирован за счет средств фонда национального благосостояния (ФНБ) и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ).

Инвесторами выступили Сбербанк, Банк Москвыi, «Газтехлизинг» Зияда Манасира, канадская Trinity Development Group, южнокорейская TIH D&D, «Газэнергострой» и турецкая Ulusoy Travel Transport Inc.

Санкт – Петербургский транспортный узел

Санкт-Петербургский транспортный узел (СПбТУ), общая транспортная сеть двух регионов, обозначен одним из ключевых направлений развития Министерством транспорта России.

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области оценивает грузооборот СПбТУ в пределах 390 млн тонн в год, из них доля автомобильного транспорта – около 20%, железнодорожного – 38, морского – 37, внутреннего водного – 5%.

В качестве одного из первоочередных мероприятий программы СПбТУ предусматривается строительство ряда развязок на Выборгском и Приозерском шоссе, которые должны будут развести транспортные потоки и ликвидировать пробки. Не менее важным признано создание автотранспортных обходов крупных населенных пунктов, таких как Красное Село, Колтуши, Мурино, Новое Девяткино и Сертолово.

Одним из проектов обозначена организация на базе станции метро «Девяткино» транспортно-пересадочного узла с международным и междугородным автовокзалом. В итоге транспортно-пересадочный узел «Девяткино» состыкует метро, железную дорогу и автобусные перевозки и позволит вывести за пределы города до 500 автобусных рейсов.

По мнению экспертов, на базе планируемых станций метро за пределами КАД – в Буграх, Янино и Кудрово – есть смысл создать такие же пересадочные узлы (своего рода хабы).

Кроме того, в программу включены и предложения Ленобласти по строительству линий легкорельсового транспорта от Санкт-Петербурга до Сертолово и Всеволожска, причальной инфраструктуры на Неве для организации пассажирских и туристско-экскурсионных перевозок, а также 14 пешеходных мостов и 43 путепроводов через железнодорожные пути и т.д.

Общая стоимость мероприятий программы до 2020 года оценивается в сумму 2,2 трлн рублей, при этом около половины из них планируется привлечь из внебюджетных источников. Более 720 млрд рублей поступит из федерального бюджета, 540 млрд – из бюджета Санкт-Петербурга, 85 млрд – из бюджета Ленинградской области.

В целом в программе намечено около 400 серьезных мероприятий на срок до 2020 года – как проекты, находящиеся на стадии проектирования, так и уже реализуемые, например расширение пропускной способности железной дороги к порту Усть-Луга. В планах также реконструкция трассы А-120 на участке от Петродворца до выхода на М-10 в районе Ульяновки.

В Программе по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 2020 года предусмотрено строительство вылетных магистралей, второй кольцевой автодороги, магистралей непрерывного движения, современных трасс, связывающих Северо-Западный регион с другими субъектами РФ.

Что касается морского транспорта, то здесь планируется развития «Большого порта Санкт-Петербург», а именно наблюдаются две основные тенденции. Первая состоит в дальнейшем наращивании грузооборота в целом. Согласно стратегии развития транспортно-логистического комплекса Петербурга, в 2015 году оборот порта составит 76,7 млн тонн, в том числе 36,2 млн – контейнерные грузы. В 2030 году грузооборот должен вырасти до 108 млн тонн, из них 68,6 млн тонн составят контейнеры.

Вторая тенденция развития заключается в увеличении доли контейнерных и рефрижераторных грузов за счет импорта, а также на фоне сокращения объемов перевалки нефти и других экспортных грузов, таких как уголь, минеральные удобрения и прочие.

Помимо этого была принята Концепция развития перспективных районов (аванпортов) «Большого порта Санкт-Петербург», предполагающая наращивание портовых мощностей за пределами центральных районов порта – в районе железнодорожной станции Бронка, в Кронштадте и Ломоносове. В перспективе грузы станут уходить на железную дорогу, то есть грузовой поток пойдет в обход города.

 Программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" представляет собой перечень взаимосвязанных инвестиционных и инновационных проектов.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Государственный заказчик – координатор программы - Министерство транспорта Российской Федерации

Программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" включает в себя такие подпрограммы, как:

  • подпрограмма "Развитие экспорта транспортных услуг";
  • подпрограмма "Железнодорожный транспорт";
  • подпрограмма "Автомобильные дороги";
  • подпрограмма "Морской транспорт";
  • подпрограмма "Внутренний водный транспорт";
  • подпрограмма "Гражданская авиация";
  • расходы общепрограммного характера по программе "Развитие транспорт­ной системы России (2010 - 2020 годы)";
  • подпрограмма "Государственный контроль и надзор в сфере транспорта".

В подпрограммах сформированы задачи, по каждой из которых предусмотрено ресурсное обеспечение. Задачи дополняются перечнями более детально проработанных проектов и мероприятий, характеризующихся техническими, технологическими и другими особенностями.

Отбор мероприятий для включения в Программу осуществлялся на основе комплексной модели развития транспортной системы с учетом геополитических ин­те­ресов Российской Федерации, прогнозов развития и размещения произво­ди­те­ль­ных сил, объемов внешнеторгового оборота и схем территориального планирования развития регионов.

 В настоящее время, помимо ФЦП, широко применяются в практике государст­венного и муниципального управления ведомственные целевые программы. К примеру, программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта».

Ведомственная целевая программа - утвержденный (планируемый к утверждению) субъектом бюджетного планирования либо выделяемый им в аналитических целях комплекс мероприятий (направлений расходования бюджетных средств), направленных на решение конкретной тактической задачи (в том числе на исполнение действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов).

Объектом управления для ведомственной целевой программы является тактическая задача, в то время как для ФЦП – системная проблема.

Государственные программы

Государственная программа – новый инструмент программно-целевого управления, который имеет существенные отличия от федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ.

Государственной программой является система мероприятий (взаимо­увязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

Объектом управления для государственной программы является сфера социально-экономического развития и безопасности.

Важной методологической особенностью государственных программ является использование для достижения поставленных целей всех инструментов государственного управления, таких как: бюджетное финансирование, меры государственного регулирования, механизмы взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, организациями иных организационно-правовых форм, гражданами. Для федеральной целевой программы межведомственное взаимодействие, так же как и для государственной программы, элемент обязательный, для ведомственных целевых программ обязательным элементом является только бюджетное финансирование.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы».

Ответственный исполнитель программы – Министерство транспорта Российской Федерации, соисполнители: федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Подпрограммы (в том числе федеральные целевые программы):

  • подпрограмма «Магистральный железнодорожный транспорт»;
  • подпрограмма «Дорожное хозяйство»;
  • подпрограмма «Гражданская авиация и аэронавигационное оборудо­ва­ние»;
  • подпрограмма «Морской и речной транспорт»;
  • подпрограмма «Надзор в сфере транспорта»;
  • подпрограмма «Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства»;
  • подпрограмма "Транспортное обеспечениеXXII Олимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани";
  • подпрограмма "Развитие гражданского использования системы ГЛОНАСС на транспорте";
  • подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы";
  • федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)";
  • федеральная целевая программа "Модернизация Единой системы орга­низации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 годы)";
  • Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте.

Регионы – субъекты федерации – также разрабатывают собственные программы развития, как правило, в составе комплексных программ социально-экономического развития региона. Ниже представлен обзор региональных транспортных программ, разработанных по субъектам федерации.

Центральный федеральный округ            

Белгородская область

Брянская область

Долгосрочная целевая программа "Развитие транспортной системы Брянской области" (2011 - 2015 годы)

Владимирская область

Воронежская область

Концепция долгосрочного развития транспортного комплекса Воронежской области на период до 2020 года

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Ведомственная целевая программа "Поддержка и развитие транспортного комплекса Липецкой области в 2012-2014 годах"
Областная целевая Программа дорожной деятельности Липецкой области на 2012 - 2017 годы

Московская область

Орловская область

Государственная программа Орловской области «Развитие транспортной системы в Орловской области (2013 — 2018 годы)»

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Долгосрочная целевая программа Тверской области «Развитие транспортной системы Тверской области на 2009 — 2017 годы»
Государственная программа Тверской области «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области» на 2013-2018 годы

Тульская область

Концепция Стратегии  развития транспортного комплекса  Тульской области до 2028 года

Ярославская область

г.Москва

Стратегия развития грузового автомобильного транспорта города Москвы на период до 2025 года

Северо-Западный федеральный округ             

Республика Карелия

Республика Коми

Основные направления развития транспортной системы Республики Коми до 2020 года
Государственная программа Республики Коми "Развитие транспортной системы"

Архангельская область

Транспортная стратегия Архангельской области до 2030 года

в том числе Ненецкий авт.округ

Вологодская область

Транспортная стратегия Вологодской области на период до 2020 года

Калининградская область

Концепция развития транспортного комплекса Калининградской области на период до 2020 года

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

г. Санкт-Петербург

Транспортная стратегия Санкт-Петербурга до 2025 года

Южный федеральный округ                         

Республика Адыгея

НИР "Стратегия развития транспортного комплекса Республики Башкортостан на период до 2030 года"

Республика Калмыкия

Концепция республиканской целевой программы «Развитие транспортного комплекса Республики Калмыкия на 2011-2013 годы»

Краснодарский край

Ведомственная целевая программа "Развитие транспортной системы Красноярского края на 2012 - 2014 годы"

Астраханская область

Отраслевая долгосрочная целевая программа «Развитие дорожного  хозяйства Астраханской области на 2012-2016 годы и перспективу  до 2020 года"

Волгоградская область

Стратегия развития транспортно-дорожного комплекса Волгоградской области на период до 2025 года

Ростовская область

Стратегия развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 года

Северо-Кавказский федеральный округ           

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная  Осетия - Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Стратегия  развития транспортного комплекса  Ставропольского края до 2030 года

Приволжский  федеральный округ                     

Республика Башкортостан

Проект развития транспортной инфраструктуры Республики Башкортостан до 2020 года

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Долгосрочная целевая программа «Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011 – 2015 годы»
Концепция развития внутреннего водного транспорта в Республике Татарстан до 2015 года

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Республиканская целевая программа «Развитие транспортного комплекса Чувашской Республики до 2020 года»

Пермский край

Транспортная стратегия Пермского края на период 2010-2030 годы

Кировская область

Государственная программа Кировской области «Развитие транспортной системы» на 2013 — 2015 годы

Нижегородская область

Областная целевая программа "Совершенствование транспортной инфраструктуры Нижегородской области на 2012 - 2014 годы"

Оренбургская область                         

Пензенская область

Самарская область

Концепция развития региональной транспортно-логистической системы Самарской области на 2011 – 2015 годы

Саратовская область

Концепция развития транспортного комплекса Саратовской области на 2009 - 2025 годы
Долгосрочная целевая программа "Развитие транспортного комплекса Саратовской области на 2010 - 2015 годы"

Ульяновская область                           

Уральский федеральный округ                   

Курганская область

Целевая программа Курганской области «Развитие транспортной системы Курганской области на 2008 — 2012 годы»

Свердловская область

Областная целевая программа "Развитие транспортного комплекса Свердловской области" на 2011 - 2016 годы
Концепция развития транспортно-логистической системы Свердловской области на 2009 - 2015годы (с перспективой до 2030 года)

Тюменская область

в том числе: Ханты-Мансийский авт. округ – Югра

Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа "Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года"

Ямало-Ненецкий авт. округ

Комплексная целевая программа «Развитие транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 — 2013 годы»

Челябинская область

Сибирский федеральный округ                   

Республика Алтай

Республиканская целевая программа "Развитие транспортной инфраструктуры Республики Алтай на 2011-2015 годы"

Республика Бурятия

Концепция транспортно-логистической системы Республики Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Забайкальский край

Красноярский край

Иркутская область

Долгосрочная целевая программа  "Развитие транспортного комплекса Иркутской области на 2012 — 2015 годы"

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Стратегия развития транспортной системы Томской области в 2008-2015 годах

Дальневосточный федеральный округ             

Республика Саха (Якутия)

Транспортная стратегия Республики Саха (Якутия)

Камчатский край

Приморский край

Государственная программа Приморского края "Развитие транспортного комплекса Приморского края"
Стратегия и стратегический план развития Владивостока до 2020 года

Хабаровский край

Государственная целевая программа Хабаровского края "Развитие транспортной системы Хабаровского края"

Амурская область

Долгосрочная целевая программа "Развитие транспортной системы Амурской области на 2012 - 2020 годы"

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская авт.область

Чукотский авт.округ