Проектирование гидротехнических сооружений (морские порты)

Порт - это транспортный узел, связывающий воедино сухопутный и водный транспорт.
Современный торговый порт – это крупный транспортный узел с комплексом сооружений и устройств, обеспечивающих стоянку судов, быструю и удобную передачу грузов и пассажиров с сухопутного или внутреннего водного транспорта на морские суда или с морских судов на другие виды транспорта, хранение, подготовку и комплектацию грузов, а также обслуживание находящихся в порту судов всем необходимым.
Границами морского порта являются границы его территории и акватории.
Территория морского порта - земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки.
Акватория морского порта - водное пространство в границах морского порта.
Морской терминал - совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров.
Объекты инфраструктуры морского порта включают в себя - портовые гидротехнические сооружения, внутренние рейды, якорные стоянки, доки, буксиры, ледоколы и иные суда портового флота, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, информационные системы, перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, оборудование, инженерные коммуникации, склады, иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения в морском порту государственного контроля (надзора); (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ).
Портовые гидротехнические сооружения - инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, оградительные сооружения (волноломы, дамбы, молы), пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, расположенные на территории и (или) акватории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов.
 
Причал - портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами.
Выбор конструкции причального сооружения зависит от ряда факторов:
  • Естественные условия строительства (геологическое строение, гидрологический и метеорологический режим побережья, геоморфологические факторы и т.д.);
  • Наличие производственной базы и строительных материалов;
  • Технология перегрузки грузов.
Окончательное решение по принятию конструкции причальной стенки принимается на основе технико-экономического сравнения вариантов конструкции.
Отметка дна у причала зависит от осадки расчетного судна подходящего к причалу и находится путем вычитания от расчетного уровня воды проектной глубины у причала. Проектная глубина находится по следующей зависимости:

Но = Нн + Z4,

Где: Hн - навигационная глубина, м:

Hн = Т + Z1 + Z2 + Z3 + Z0,

Где: Т - осадка расчетного судна, м;
Z1- минимальный навигационный запас (обеспечивающей безопасность и управляемость судна при движении), м;
Z2 - волновой запас (на погружение оконечности судна при волнении), м;
Z3 - скоростной запас (на изменение посадки судна на ходу по сравнению с посадкой судна на стоянке при спокойной воде), м;
Z0 - запас на крен судна вследствие неправильной его загрузки, перемещения груза, а также при циркуляции судна, м;
Z4 - запас на заносимость, м.
(Расчет согласно РД 31.3.01.01-93).
Для проектирования гидротехнических сооружений необходимо провести комплекс инженерных изысканий, таких как:
  • Геологические изыскания;
  • Геодезические изыскания;
  • Гидрографические изыскания;
  • Гидрометеорологические;
  • Экологические.
Традиционно, можно выделить три этапа проектирования ГТС:
  1. Предпроектные проработки;
  2. Проектная документация;
  3. Рабочая документация.
На предпроектной стадии определяют основные проектные решения, согласовываются варианты конструкций с Заказчиком, составляется приблизительная смета на строительство (по укрупненным показателям, либо по объектам-аналогам). Также в зависимости от сложности объекта и необходимости получения различных технических условий для проектирования и разрешительной документации зачастую разрабатывается «Ходатайство (Декларация) о намерениях инвестирования в строительство». Порядок разработки и состав Декларации регламентируется «Типовым положением по разработке и составу Ходатайства…». Для технически сложных объектов по инициативе Заказчика разрабатывается стадия «Обоснование инвестиций в строительство».
Проектная документация разрабатывается более детально и состоит из текстовой и графической частей.
Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.
Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
В целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
Смотрите также:
Проектирование морских портов
Маркетинговые исследования грузоперевозок могут дать информацию относительно различных аспектов, связанных с рынком грузоперевозок
Моделирование грузопотоков