Оптимизация логистики

  • Зачем и когда нужны проекты по оптимизации логистики?

В условиях обостряющейся конкуренции и борьбы за рынки компании стремятся сократить затраты в каждом звене, но это может привести к неоптимальному развитию всей системы логистики предприятия в целом.

Логисты и транспортники заняты решением оперативных задач, а вопросы стратегического развития часто рассматриваются другими подразделениями. Логистические стратегии часто выходят за пределами их рассмотрения.

Представители отдельных подразделений могут быть не заинтересованы в комплексных решениях. Вопросы, строить ли свой склад и где, отдавать ли на аутсорсинг логистику могут затрагивать личные интересы конкретных людей.

Выработка решения внутри компании требует согласования множества позиций, создание практически неуправляемой рабочей группы и т.д. и т.п.

В этой ситуации консультант может дать независимое обоснованное решение, при этом минимально отрывая работников от решения их ежедневных задач. К тем компетенциям, которые уже имеются в компании, консультант может добавить широкое знание отрасли и ее лучших практик, знание смежных рынков, опыт подготовки стратегических документов, да и просто ответы на вопросы, которые назрели внутри компании и требуют особой  (транспортной!) компетенции.

Ситуации, когда полезно начать оптимизацию логистики:

  • изменения на  рынке
  • усиление конкуренции
  • слияния и поглощения компаний, изменения организационной структуры
  • открытие новых подразделений, проектов
  • изменение стратегии развития компании, изменение руководства
  • диверсификация бизнеса
  • реализация стратегии по уменьшению транспортных издержек во всех сопряженных блоках
  • и другие…

 

  • Кому нужна оптимизация логистики?

Нет пределов совершенству, поэтому оптимизация логистики приносит результаты любой компании. Но особенно актуальна эта задача для компаний, крупных холдингов, имеющих сложную организационную структуру, большую номенклатуру выпускаемой продукции, широкий круг поставщиков, диверсифицированные рынки сбыта.. иными словами, чем больше масштаб и сложность бизнеса, тем больший эффект способна принести оптимизация.

  • Что такое оптимизация логистики?

В математике оптимизация – нахождение минимума или максимума (в зависимости от задачи) целевой функции. Это понимание оптимизации пришло из математики и в управленческую практику.

Оптимизация логистики - это достижение такого состояния транспортно-логистической системы, в котором она наиболее эффективна по какому-либо заданному нами показателю.

  • Какие виды проектов по оптимизации логистики выполняет «Морстройтехнология»?

Оптимизировать можно практически любой элемент (подсистему) транспортно-логистической системы, поэтому спектр работ в рамках данного направления очень широкий, далее приводим не полный перечень возможных оптимизаций:

  • оптимизация складских запасов,
  • выбор местоположения для логистических объектов,
  • выбор упаковки и вида транспорта,
  • оптимизация железнодорожной инфраструктуры предприятия,
  • выбор и оптимизация схем транспортировки,
  • оптимизация терминальной инфраструктуры под новые требования рынка.

Однако есть и иной подход в планировании логистики, при котором транспортно-логистическая система понимается как единое целое, а оптимизируется весь комплекс логистических схем. Большая часть проектов «Морстройтехнологии» в области оптимизации логистики связаны именно с комплексной оптимизацией.

Одним из востребованных в последнее время направлений является оптимизация логистики при освоении труднодоступных месторождений.

  • Какие задачи решаются при оптимизации логистики?

Хотя конкретный набор задач определяется особенностями каждого проекта, можно выделить несколько базовых этапов при оптимизации логистики.

1. Определение целей и задач. Снижение транспортных затрат, конечно же, является приоритетной задачей для подавляющего большинства компаний. Тем не менее, надежность цепи поставок, возможность гибкой реакции на изменения рыночной конъюнктуры, обеспечение гарантированного доступа к той или иной транспортной инфраструктуре могут также быть немаловажными факторами.

Поэтому, начиная работу над проектом оптимизации логистики, мы в первую очередь проводим интервью с руководством компании, людьми, обладающими ключевыми компетенциями в логистической деятельности предприятия, чтобы понять, какие ожидания есть от логистической стратегии, и предлагаем критерии оптимизации логистики, которые согласовываются компанией.

Также анализируются требования к логистике со стороны прочих подразделений компаний.

2. Анализ текущего состояния транспортной системы включает как анализ статистики и показателей работы всех элементов транспортного комплекса компании, так и обследование необходимых элементов инфраструктуры. Внимание уделяется как внутренней (например, внутризаводской) транспортной инфраструктуре, так и внешней – морским и речным портам, автодорогам, пропускной способности железнодорожных станций и т.п.Для этого наши специалисты выезжают на наиболее значимые объекты для обследования, привлекаются эксперты разного профиля.

3. Еще одна фаза оптимизации – моделирование грузопотоков. Для каждого предприятия мы строим модель грузопотоков, в которой для каждой номенклатуры груза определяются все возможные корреспонденции (т.е. направления поставок продукции с предприятия либо точки отгрузки поступающего сырья), альтернативные маршруты доставки, и по ним рассчитываются  обобщенные логистические затраты.

Эти затраты включают не только транспортные издержки, но и стоимость хранения, может быть учтена стоимость оборотных средств, «замороженных» при длинных сроках поставок.

Отдельно учитываются также существующие и перспективные ограничения по каналам поставок – например, ограниченная пропускная способность железнодорожных подходов или морских портовых терминалов.

Для анализа грузопотоков разработана модель на базе Excel, которая помогает автоматизировать эти расчеты.

4. Результирующая стадия – разработка плана мероприятий, которые включают в себя как решения по строительству или реконструкции транспортной инфраструктуры, так и организационные мероприятия.Предлагаются технологические решения, оценивается стоимость строительства. Принимаются решения об оптимальных транспортно-логистических каналах, определяется целесообразность приобретения активов (складов, портовых терминалов, оборудования, подвижного состава), определяются принципы взаимодействия споставщикам транспортных и логистических услуг.

  • Что получается в результате оптимизации логистики?

Результат оптимизации логистики зависит от конкретной ситуации предприятия и поставленных целей. Как правило, результатом является сокращение обобщенных транспортных затрат (т.е. затрат, включающих не только все затраты на транспорт и хранение, но стоимостную оценку качественных характеристик цепочек поставок, таких, как сроки, риски срыва поставки, повреждения груза и т.п., а также стоимость содержания и строительства транспортной инфраструктуры).

Простая минимизация транспортных затрат может привести к высоким рискам и большим потерям. Более затратная инфраструктура может работать более надежно и регулярно. Это необходимо учитывать при постановке целей оптимизации и разработке соответствующих решений.

  • Как заказать проект по оптимизации логистики?

Оптимизация логистики приглашенной инжиниринговой компанией предполагает участие заказчика в определении целей работы, анализе ситуации и разработке плана мероприятий, поскольку никто не знает Вашу компанию изнутри так, как Вы.

Совместная работа начинается с составления технического задания. Поскольку эта задача не так однозначна и проста, мы предлагаем Вашему вниманию примеры технических заданий по некоторым выполненным нами проектам, а также информационный материал о том, как правильно составить техническое задание на оптимизацию логистики.

Ну а лучше всего – просто свяжитесь с нами. Мы поможем сформулировать, какие выгоды ваше предприятие сможет получить от оптимизации.

  • Сколько стоит оптимизация логистики?

Вопросы стоимости всегда волнуют практичные умы. К сожалению, мы не можем дать ответ на этот вопрос, не понимая особенностей каждой отдельной задачи, работы.

Ценообразование учитывает сложность работы и объем трудозатрат.

Проекты по оптимизации логистики, как правило, часто требуют детального обследования и технологического анализа существующей инфраструктуры и площадок потенциального строительства с выездом группы специалистов на объект. Кроме того, может потребоваться обработка большого массива первичных документов для получения данных о текущей ситуации и динамике развития.

Диапазоны стоимости услуг в зависимости от состава работ показаны в информационном материале «От чего зависит стоимость услуг?».

  • Почему МСТ?

Морстройтехнологию отличает: