Оценка мультипликативного эффекта транспорта

Оценка влияния морских портов на экономику региона
Анализ экономического влияния портовой деятельности широко распространен в мировой практике управления портовыми комплексами. Особенно актуальным такой вид анализа становится в свете современных тенденций повышенного внимания к экологическому ущербу, наносимому портовой деятельностью.
Мультипликационный эффект может быть рассмотрен на муниципальном, региональном и национальном уровне. Наиболее распространен региональный уровень анализа, что связано в первую очередь с невозможностью количественно оценить экономический эффект в масштабе национальной экономики и потребностью взаимодействия с региональными органами власти. Целью анализа мультипликативного эффекта, как правило, является создание благоприятного имиджа в глазах населения и государственных органов (с целью последующего привлечения финансирования и решения в свою пользу споров, связанных с экологическим ущербом).
Можно выделить три вида экономических эффектов: прямой, косвенный и индуцированный.
Прямые эффекты – это выручка, добавленная стоимость, прибыль, занятость и другие показатели, связанные непосредственно с портовой деятельностью.
Косвенные эффекты - это выручка, добавленная стоимость, прибыль, занятость и другие показатели, связанные с компаниями, обслуживающими предприятия порта (например, прибыль, получаемая от предоставленных порту услуг, выплаченные налоги, созданные рабочие места и т.д.)
Индуцированные эффекты – эффекты, связанные с расходами частных лиц, чей доход связан с прямой или косвенной портовой занятостью.
Схема формирования денежных потоков от портовой деятельности выглядит следующим образом:
Схема формирования денежных потоков от портовой деятельности
Схема формирования денежных потоков в порту.
Оценка мультипликативного эффекта

«Морстройтехнологией» была разработана комбинированная методика оценки экономического влияния порта, включающая различные виды мультипликативных эффектов и другие факторы.
На диаграмме представлена итоговая оценка экономического влияния портовой деятельности в различных сегментах грузового рынка.
Оценка предпочтительности грузов для города и бизнесаОценка предпочтительности грузов для города и бизнеса

Эта методика была использована для обоснования стратегического выбора грузовых рынков для Большого порта Санкт-Петербург (НИР «Разработка и обоснование целевых направлений развития Большого порта Санкт-Петербург, обеспечивающих эффективное развитие экономики города Санкт-Петербург»).

Более подробно о методике рассказано в статье «Выбор приоритетных грузов для Большого порта Санкт-Петербург сделан».

Смотрите также:

Российский и европейский опыт создания логистических центров. Инновационные подходы и перспективные направления.

Состояние и перспективы контейнерного и Ро-Ро рынка на Балтике.