Технологической основой терминала любого назначения является подъемно-транспортное оборудование. Основное подъемно-транспортное оборудование для универсальных (много­функ­цио­нальных) терминалов – универсальное грузоподъемное оборудование и универсальные транспортирующие машины циклического действия.
Их универсальность обеспечивается разнообразными сменными грузо­за­хватными приспособлениями, позволяющими перегружать широкую номенклатуру контейнерных, тарно-штучных (генеральных) и навалочных грузов.
Выбор кранового оборудования базируется на оценке чис­ленных значений их технико-экономических показателей (ТЭП):

  • стоимость;
  • производительность;
  • грузоподъемность;
  • вылет стрелы;
  • нагрузки на основание;
  • потребляемая мощность;
  • эксплуатационные затраты и т.д.

Помимо ТЭП, выбор крана, например, для портового терминала универ­сального назначе­ния выполняется с учетом экспертных оценок основных качественных харак­теристик (КХ) – дополнительных критериев оценки конкурентоспо­собности кранов:

  • универсальность, или способность работать с разными видами груза;
  • технологичность, или скорость и амплитуда рабочих движений с но­минальным грузом, обеспечивающая обработку с требуемой произ­во­дительностью как трюмов расчетного судна, так и железнодорожных подач, автомобилей или складских площадок;
  • мобильность, или способность кранов оперативно перемещаться в гра­ницах порта между грузо­вы­ми фронтами (причальным, железно­до­рожным, автомобильным) и складски­ми рабочими зонами.

Ниже  приведена структура основных типов полноповоротных стреловых самоходных кранов и их конструктивные особенности, которые могут влиять на выбор оборудования по приведенным выше критериям.
Все полноповоротные стреловые краны обеспечивают, помимо вращения, подъем груза, изменение вылета стрелы и передвижение крана, для чего предназначены соответствующие механизмы и устройства, имеющие свои преимущества и недостатки с точки зрения соответствия конкретным критериям для выбора крана.

 Типы полноповоротных стреловых самоходных кранов

 Типы полноповоротных стреловых самоходных кранов

Экономическая эффективность и конкурентоспособность портовой перевалки грузов может быть достигнута при гармонизации различных  качеств оборудования. Философия гармонизации, или бесконечное стремление к идеальности любой технической системы, включая портовое перегрузочное оборудование, основывается на формировании оптимального (для конкретного пользователя) соотношения функциональных возможностей и совокупных затрат на изготовление и эксплуатацию.

Смотри также:

Морские и сухопутные контейнерные терминалы.

Специализированный угольный терминал.

Терминалы для экспорта навалочных грузов крытого хранения.