Лидером по суммарной грузоподъемности долгое время являлся наливной флот, однако с конца 2010 года первенство перехватил навалочный. Дедвейт мирового балкерного флота в настоящее время превысил 600 млн т. Мощность некоторых портовых угольных терминалов превышает 100 млн т в год.

Крупнейшим угольным портом в настоящее время является китайский порт Циньхуандао (Qinhuangdao), провинция Хэбэй. Согласно информации ки­тайского делового журнала «China PRO», в 2009 г. в результате расширения угольных терминалов их пропускная способность приблизилась к 200 млн тонн в год. Удивительной особенностью для порта с такими мощностями является отсутствие глубин (у причалов 13 м) для подхода крупнотоннажных балкеров, максимальное судно – 50 000 т DWT.

В России основной объем массовых навалочных грузов – каменный уголь на экспорт. Ниже в качестве примера представлена информация по основным действующим специализированным угольным терминалам в РФ и по терминалу в Вентспилсе (с крытым складом для угля).

Мощности действующих российских специализированных терминалов составляют 8-12,5 млн. т в год, максимальный дедвейт судов – до 150 тыс.т.

В проектировании находятся терминалы мощностью до 25-30 млн. т/год (порт Ванино, Восточный, Тамань).

 

  Восточный (ППК-3)  Ванино (Дальтрансуголь)  Усть-Луга (Ростерминал­уголь)  Вентспилс (Baltic Coal Terminal), 1 очередь 
Пропускная способность, млн.т/год   12,5   12 (проект)  12, проектная 8  6
Макс. DWT тыс.т 150 180 100 120
МГФ Двусторонний пирс,
Длина причалов 2х381 м, глубина -16,5 м СПМ 4х3000
Двусторонний пирс,
Длина причалов 2х361 м, Глубины: западная сторона 16,0 м восточн. сторона 20,5 м СПМ 2х3500
Фронтальный причал длина 565 м глубина 14-16м СПМ 2х3500 т/час Двусторонний пирс,
Длина прича­лов 2х340 м, глубина -16,0 м СПМ 1х3000
Склад  Открытый склад
Вместимость 600 тыс.т
Реклаймеров Стакеров  
Открытый склад
Вместимость 800 тыс.т
Комбинированные машины стакеры-реклаймеры 3 ед. 
Открытый склад
Вместимость 790тыс.м2 2 Стакер-Реклаймера 2х3500т/час
Стакер 1х3500т/час
Реклаймер 1х3500т/час 
Крытый склад 210 тыс.т с кратцер-краном 
ЖГФ  2 вагоно­опрокид. (типа тандем) До 700 ваг./сут. Тепляк на 72 вагона  2 вагоноопрокид. (типа тандем) До 700 ваг./сут. Тепляки 2х16 вагонов  2 вагоноопрокид. (типа тандем) До 700 ваг./сут. Тепляки 2х12 вагонов  2 вагоно­опрокид. 2х24 ваг./час До 700 ваг./сут. Тепляки 2х8 вагонов 

 

Морской грузовой фронт терминала для погрузки судов до 150 тыс. т, состоит из двустороннего пирса и четырех неповоротных СПМ  Склад терминала  
Морской грузовой фронт терминала для погрузки судов до 150 тыс. т, состоит из двустороннего пирса и четырех неповоротных СПМ Склад терминала 

Угольный терминал в Восточном порту (ППК-3)

Порт Ванино, мыс Бурный, угольный терминал ОАО «Дальтрансуголь»

Порт Ванино, мыс Бурный, угольный терминал ОАО «Дальтрансуголь» (на первом плане морской грузовой фронт терминала для погрузки судов до 150 тыс. т, состоит из двустороннего пирса с глубиной 20 м и двух полноповоротных СПМ; обширная территория и благоприятный рельеф территории позволили организовать технологический процесс приема ж.д. подач, оттаивания (зимой), выгрузки вагонов и их последующей зачистки по кольцевой схеме)

Порт Усть-Луга.  Специализированный угольный терминал «Ростерминалуголь»

Порт Усть-Луга.
Специализированный угольный терминал «Ростерминалуголь»

Смотрите также:

Дальневосточные угольные терминалы растут быстрее спроса

«На западном фронте возможны перемены» Статья ведущего специалиста Морстройтехнологии Ольги Гопкало в аналитическом журнале «Транспорт»

Проект строительства угольного терминала в порту Раджин, Корейская Народно-Демократическая Республика

Строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса в районе бухты Суходол (Дальневосточное побережье Российской Федерации)

Комплекс перегрузки угля «Лавна» в морском порту Мурманск

Транспортно-перегрузочный комплекс для перевалки угля на северном берегу бухты Мучке