Портовое перегрузочное оборудование является неотъемлемой частью проектируемого контейнерного терминала

Портовое перегрузочное оборудованиеКлючевыми факторами, которые следует принимать во внимание при проектировании контейнерного терминала, являются портовое перегрузочное оборудование и технологии грузообработки - они одновременно и движущая сила, и реакция на имеющуюся потребность.

Специализированный портовый кон­тей­нерный терминал содержит следующие основные взаимосвязанные технологические элемен­ты:

  • морской грузовой фронт (МГФ);
  • склад для контейнеров (СКЛ);
  • тыловой (железнодорожный и автомобильный) грузовой фронт (ТГФ).
Выбор портового перегрузочного оборудования для оснащения каждого их перечисленных выше тех­ноло­гических элементов при проекти­ровании портового контейнерного терминала осно­вывается на анализе мирового опыта применения различных вариантов оборудования.

Наибольшее разнообразие вариантов технологических схем приходится на кон­тейнерный склад. Складские технологии оказывают самое существенное влияние на площадь терминала и его экономику.

Технология работы склада обусловлена типом применяемого оборудования, которое можно разделить на три основные группы.

Группа А. Специализированное контейнерное мобильное оборудование для подъема-переноса-опускания контейнеров, соче­тающее в себе функции склад­ской грузоподъемной машины (крана) и портовой транс­портирующей маши­ны, обеспечи­вающей как перемещение контейнеров между грузовыми фронтами и складом, так и складирование контейнеров в нужной точке терминала (т.е. оборудование, выпол­няю­щее все внутрипортовые операции перегрузки и транспортирования кон­тей­неров).

Группа В. Специализированное контейнерное крановое оборудование с огра­ниченной мобильностью, предна­зна­ченное для подъема-переноса-опускания контей­неров только в пределах зоны передвижения крана. Для перемещения контейнеров между грузовыми фронтами и зонами склада требуется дополнительное оборудо­вание группы С - внутрипортовые контейнерные транспортирующие машины (т.е. обору­дование группы В, как правило, не используется для внутрипортовых опера­ций перегрузки и транспортирования контейнеров).

Группа С. Специализированные внутрипортовые контейнерные транспорти­рую­щие машины, в основном циклического действия, предназначенные только для горизонтального перемещения контейнеров.

Портовое перегрузочное оборудованиеКаждая из названных выше групп оборудования имеет как преимущества, так и недостатки. Следует отметить, что по сложившейся мировой практике, подтвержденной опытом мно­голетней эксплуатацией контейнерных термина­лов, различное оборудование рекомендуется при определенных диапазонах грузо­обо­рота терминала. Например, согласно мировому опыту, на крупных и средних пор­товых спе­циализированных контейнерных терминалах (мощностью свыше 100 TEU/год) наи­боль­­шее распространение получили технологические схемы с применением:

  • автоконтейнеровозов (SC);
  • складских контейнерных перегружателей на пневмоходу (RTG);
  • складских контейнерных перегружателей на рельсовом ходу (RMG).

Помимо критерия мощности терминала, важным фактором при проектном вы­боре оборудования для применения на терминале является эффективность исполь­зования территории. Например, для обеспечения вместимости склада в 2000 TEU требуемая площадь склада может составить:

  • для терминала с шасси - до 10 га;
  • для терминала с SC - 3,2 - 4 га;
  • для терминала с RTG - 2 - 2,7 га;
  • для терминала с RMG - около 1,8 - 2 га.

На большей части крупных терминалов приняты технологические решения с использованием SC, RTG или RMG, как наиболее конкурентоспособные.

Выбирая портовое перегрузочное оборудование для МГФ, необходимо учитывать следующие технологические требо­вания:

  • вылет крана, высота подъема и опускания спредера, обеспечивающего обра­ботку расчетного судна-контейнеровоза;
  • производительность крана, обеспечивающего требуемую интенсивность об­ра­ботки судна-контей­не­ровоза и необходимую пропускную спо­­собность МГФ;
  • мобильность - требование перемещения с МГФ на территорию порта и на другие грузовые фронты.

Наибольшее применение на МГФ находят:

  • специализированные причальные контейнерные консольные портальные краны;
  • универсальные стреловые мобильные полноповоротные пневмоколесные краны;
  • универсальные стреловые полноповоротные портальные краны на рель­со­вом ходу.

Производительность специализированного контейнерного причального пе­ре­гру­жа­теля может быть на 30-50% выше, чем у универсального стрело­вого полно­поворотного крана. Этот фактор может быть решающим для обеспечения конку­рен­тоспособности терминала.

Перегрузочное оборудованиеПерегрузочное оборудованиеПортовое перегрузочное оборудование

 

На рисунке представлено современное портовое перегрузочное оборудование для морского грузового фронта.

Наши публикации на эту тему:

Моделирование спроса на услуги контейнерного терминала

Влияние кризиса на глобальные контейнерные перевозки. Ситуация на Балтике

Тенденции развития портовых контейнерных терминалов