Морской контейнерный терминал является связующим звеном в длинной цепочке транспортировки груза

Проектирование контейнерных терминаловВ ходе абсолютно любой перевозки из числа интермодальных появляется необходимость в пункте, который будет являться промежуточным между сменами груза. Именно в этой роли выступает контейнерный терминал, который является связующим звеном в длинной цепочке транспортировки груза.

Выполняя технологическое проектирование контейнерных терминалов любой сложности, необходимо помнить, что главная задача состоит в получении оптимального решения для терминала как для единого комплекса, удовлетворяющего требованиям безопасного приема транспорта, быстрейшей загрузки-разгрузки, комплексного обслуживания современных и перспективных транспортных средств, отвечающих условиям прогрессивных способов перевозки на морском и смежном видах транспорта. При этом должны быть обеспечены заданная пропускная способность или грузооборот на расчетный вид транспорта, возможность развития за пределами расчетного периода на отдаленную перспективу, экологическая безопасность и экономическая целесообразность принятых решений.

Условно можно выделить три основных эшелона размещения контейнерных терминалов: морской порт, промежуточный наземный терминал, конечный терминал грузовых принципалов. В соответствии с выделенным зонированием рассматриваются три отдельных категории контейнерных терминалов, в каждой из которых имеется достаточное разнообразие вариантов.

Морские контейнерные терминалыПервым типом является морской контейнерный терминал, обрабатывающий морские суда на своем морском грузовом фронте и обслуживающий наземный транспорт на своих наземных грузовых фронтах, автомобильном и железнодорожном.

Следующим типом является удаленный (наземный) терминал, работающий в сильной функциональной зависимости от соответствующего морского терминала. Аналогом приемки судов для этого терминала служит обмен контейнерами железнодорожным или автомобильным транспортом, организованный в форме более или менее упорядоченных кольцевых маршрутов.

Наконец, последним типом является контейнерный терминал глубокого тыла, на котором чаще всего осуществляется расширенный спектр логистических операций (ответственное хранение, перекомплектация, смена тары и упаковки, доработка, мелкий ремонт и пр.). В этом терминале чаще всего отсутствует ярко выраженная функциональная связь с морским портом.

Проектирование контейнерных терминаловТот или иной тип терминала обусловливает значительные различия в методах и процедурах проектирования. Осуществляя технологическое проектирование контейнерных терминалов и других подобных объектов, проектировщики должны учитывать распределение грузопотоков через грузовые фронты смежного транспорта (автомобильные и железнодорожные).

Функции
морского контейнерного терминала: загрузка пустых контейнеров и разгрузка полных контейнеров из транспортных средств морского транспорта; перемещение контейнеров с одного технического места в другое; временное хранение как пустых, так и полных контейнеров; оформление таможенных документов; распределение груза по его дальнейшему следованию; юридическое обеспечение контейнеров и многие другие функции.

Современный морской контейнерный терминал является сложным гидротехническим сооружением, к проектированию и строительству которого предъявляются самые высокие требования. Комплексное проектирование контейнерного терминала состоит из следующих частей: технологической, строительной, сантехнической (включающей водоснабжение и водоотведение, отопление, вентиляцию и кондиционирование воздуха), электротехнической (включающей силовое электроснабжение, освещение, связь и слаботочное хозяйство, автоматизиро, ванную систему управления), сметно-экономической, генплана и транспорта. Основой проекта терминала является технологическая часть, в которой обосновываются и принимаются все основные технические решения. На основании разработок в технологической части проекта выдаются технические задания на проектирование всех остальных частей проекта контейнерного терминала.Контейнерный терминал

Основными исходными данными для проектирования технологической части проекта контейнерного терминала являются следующие:

  • годовой грузопоток по прибытию контейнеров, с разбивкой по типам контейнеров и видам судов, контейнер/год;
  • распределение грузопотока отправления по видам транспорта;
  • размеры земельного участка, выделяемого для размещения терминала, и ситуационный план его расположения по отношению к существующей застройке, улицам, железной и автомобильной дорогам;
  • основные направления транспортировок контейнеров на терминал и с терминала;
  • возможные данные по характеристике закономерностей и неравномерности контейнеропотоков.

Как правило, терминал оснащается пожарной и охранной сигнализацией, системой пожаротушения, диспетчерской, специальными системами, разработанными для учёта хранения перевозимого груза.

Многие годыморские контейнерные терминалы находились в сфере особого внимания компании «Морстройтехнология». Наши специалисты в различные годы выполняли проектирование контейнерных терминалов в портах Санкт-Петербург, Новороссийск, Владивосток, Мурманск, Ванино, Усть-Луга, Вентспилс, Рига и др.