Класс

Длина, м

Ширина, м

Осадка, м

Мин.DWT, тн

Макс.DWT, тн

  Seawaymax

  226,0

   24,0

   7,92

  10 000

  60 000

  Panamax

  294,1

   32,3

   12,0

  60 000

  80 000

  Aframax

  253,0

   44,2

   11,6

  80 000

  120 000

  Suezmax

    -

    -

   16,0

  120 000

  200 000

  VLCC

    -

    -

   21,0

  200 000

  320 000

  ULCC

    -

    -

    -

  320 000

  550 000

В зависимости от дедвейта и размерений, танкеры для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов делятся на ряд классов. Следует отметить, что публикуемая в различных источниках информация о классификации танкеров имеет некоторые отличия в терминологии, величинах дедвейта и размерениях судов. Автор приводит (как в дальнейшем и для балкеров) вариант классификации, принципиально укладывающийся в общепринятые каноны.

Seawaymax – данное определение относится к судам, максимальные размеры которых (по информации сборника Правил плавания «SeawayHandbook» это длина 222,5 м., ширина 23,2 м., осадка 7,92 м. и высота над ватерлинией 35,5 м.) позволяют проходить Водным путем реки Святого Лаврентия (официальное название системы каналов и шлюзов от Монреаля до Великих озёр), из Атлантического океана в Великие озера в Северной Америке. Данное понятие не означает, что это суда только для указанного региона. По всему миру это танкеры, перевозящие нефтепродукты и неагресивные химические грузы. Суда дедвейтом до 10 тыс. т заняты перевозкой малых партий нефти и химических продуктов в прибрежном морском плавании на коротких линиях. Танкеры дедвейтом 10–60 тыс. т перевозят нефтепродукты крупным потребителям. Танкеры дедвейтом порядка 20 тыс. т предназначены для арктического плавания, они обеспечивают круглогодичную перевозку грузов в северных районах, имеют ледопроходимость до 5 м.

Panamax – размеры судов лимитируют габариты шлюзов Панамского канала.

Aframax– размеры судов в тарифной системе танкеров AFRA (Average Freight Rate Assessment), что не имеет никакого отношения к Африке. Просто страны-экспортеры нефти, не входящие в ОПЕК (ОРЕС - The Organization of the Petroleum Exporting Countries) используют данную классификацию в связи с тем, что порты и подходные каналы, через которые эти страны экспортируют свою нефть, не способны принимать более крупные танкеры.

Suezmax – для танкеров лимитирующей величиной для транзита Суэцким каналом является осадка.

VLCC (или Malaccamax) – крупнотоннажные танкеры (VeryLargeCrudeCarrier) с осадкой до 21 метра, лимитирующей проход Малаккским проливом.

ULCC – супертанкеры (UltraLargeCrudeCarrier), термин, характеризующий крупнейшие в мире танкеры.

В настоящее время в эксплуатации находится около 90 судов дедвейтом от 200 000 до 279 000 тонн и порядка 380 судов дедвейтом 280 000 – 320 000 тонн, наиболее популярных в классе VLCC. Известно только семь судов типа ULCC дедвейтом свыше 320 000 тонн.  

Крупнейшим, когда-либо построенным супертанкером класса ULCC являлся «Knock Nevis» (последнее название). Дедвейт этого судна – 564 763 тонны, что составляет 4,1 миллиона баррелей нефти. Его длина – 458 метров, ши­рина – 69 метров, осадка в грузу – 24,6 метра. Известный миру прежде под именами «SeawiseGiant», «HappyGiant», «JahreViking» он был построен в 1981 г. В 2004 г. выведен из эксплуатации, до 2009 г. использовался как плавучее нефтехранилище на месторождении Аль-Шахин (Катар). В 2010 г. отправился в свой последний рейс в Индию, где был порезан на металл, унеся с собой в прошлое эпоху супертанкеров-полумиллионников.

Смотрите также:

Складские контейнерные площадки складские грузовые фронты

Обоснование инвестиций и бизнес-планы