Руководитель проектов «Морстройтехнологии» Софья Каткова – модератор форума "Арктические проекты: сегодня и завтра"

29-30 октября 2015 г. в г. Архангельске прошел III Международный форум "Арктические проекты: сегодня и завтра".

Организаторами форума традиционно выступили правительство Архангельской области, Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности "Созвездие" и Северный (Арктический) федеральный университет.

Участники форума обсудили наиболее актуальные проблемы освоения Арктики: роль "Белкомура" в развитии арктической транспортной системы, создание современного технического флота для освоения месторождений углеводородов, возможности Севморпути, а также вопросы подготовки кадров и экологической безопасности.

Форум открылся приветственным обращением губернатора Архангельской области И.А. Орлова.

Софья Каткова, руководитель проектов «Морстройтехнологии», стала модератором сессии «Инфраструктурные и инвестиционные проекты» в рамках форума. В сессии приняли участие генеральный директор ОАО МК «Белкомур» Ю.А. Демочкин, генеральный директор ОАО «Ямальская железнодорожная компания» Я.С. Крафт, генеральный директор АО «Первая горнорудная компания» А.П. Лукин, руководитель дирекции программы «Морской транспорт» АО «Объединенная Судостроительная Корпорация» Ю.С. Мелехов, заместитель генерального директора ООО «МРТС-Терминал» Н.В. Ананьев.

В завершение Софья Каткова представила доклад о конкуренции и синергии транспортных маршрутов углеводородного сырья в Арктике.

По ее мнению, говоря о развитии морского порта Сабетта и подходной железной дороги, можно утверждать, что, по сути, мы имеем дело с зарождающимся транспортным кластером на территории нового добывающего региона.

То есть существует спектр компаний, которые в какой-то степени конкурируют между собой, но в то же время взаимодействуют, помогая друг другу, дополняя друг друга, и, тем самым, повышают свою собственную компетенцию.

Эти факторы и определяют инновационную способность кластера.

Транспортный кластер дает общий синергетический эффект для реализации арктических проектов: как для освоения месторождения, так и для вывоза углеводородного сырья.

Сейчас конкуренция возникает не на море, и не между морскими маршрутами, а на суше – в рамках конкуренции трубопроводных и морских проектов.

Пропускная способность каждой системы слишком различна, чтобы конкурировать: 80 млн трубопроводных против 20-30 морских млн т в год. Для привлечения объемов «Транснефть» имеет необходимые инструменты (спецтарифы), но они негибко реагируют на конъюнктуру рынка.

Для удержания рынка перевозок морская транспортировка имеет большую гибкость в ценах, так как здесь участвуют коммерческие структуры.

Восточный морской маршрут не имеет пока большой практики для вывоза углеводородного сырья, но остается привлекательным с точки зрения продаж.

У Ямала и у всех прибрежных месторождений Карского моря есть пока преимущество – здесь нет трубопроводной системы. Поэтому есть шанс перевезти эти объемы морем.

С.В.Каткова

Презентацию доклада можно посмотреть здесь.