Морстройтехнология приняла участие в конференции «Аргус Нефтетранспорт 2015»

В очередной раз «Морстройтехнология» приняла участие в международной конференции «Аргус Нефтетранспорт 2015», которая прошла в Баку 21-22 мая по инициативе информационно-ценового агентства Argus Media.

«Аргус Нефтетранспорт» стал прекрасной площадкой для обмена опытом, понимания рынка и налаживания деловых связей. Например, в ходе переговоров делегатов Группы МНП и завода «Красное Сормово» с представителями компании "ИСР Транс" была достигнута принципиальная договоренность о заключении контракта на строительства танкера-химовоза усовершенствованного проекта RST27 Выступает Ольга Гопкало

«Морстройтехнология» тоже вернулась из Баку не с пустыми руками. Некоторыми наблюдениями мы можем поделиться с нашими читателями.

Одним из самых актуальных вопросов, обсуждавшихся в рамках конференции, стали тенденции рынка перевозок судами река-море. Развитие судоходных компаний происходит в контексте все более усиливающейся конкуренции за нефтеналивные грузопотоки. Трубопроводный транспорт «отнимает» груз у железной дороги, а железная дорога – у речного транспорта. По оценкам судоходных компаний, до 30% грузопотока в эту навигацию перейдет  на железнодорожный транспорт. Основная причина этому – различная динамика роста рублевых железнодорожных тарифов и фрахтовых ставок, исчисляемых в валюте. Усложняет ситуацию и маловодность на Волго-Донском канале, потеря глубин ведет к увеличению издержек. Навигация этого года обещает быть еще более сложной, чем в прошлом году.

При этом, железнодорожные операторы также не склонны к оптимизму – сильную конкуренцию т. н. «колесным» перевозкам нефти составляет трубопроводный транспорт, в частности, расширяющийся Каспийский трубопроводный консорциум. На российском рынке также происходит перенаправление потоков трубопроводной нефти в сторону Дальнего Востока. В сегменте нефтепродуктов, фактором влияния является строящийся нефтепродуктопровод «Юг», который позволит осуществлять поставки дизельного топлива стандарта евро-5 с НПЗ юга России через порт Новороссийск.

Рынок нефтеналивных терминалов Азово-Черноморского бассейна – одновременно  часть транспортной системы каспийских государств и российских  экспортных маршрутов, поэтому на развитие терминального рынка влияет широкий круг факторов, среди которых можно отметить следующие:

  1. Рост объемов и глубины переработки, изменение объемов и структуры экспорта. В 2014 г. произошли: рост переработки нефти в РФ в 2014 г. на 13,5 млн. т,  рост производства дизельного топлива на 7,4% до 76,9 млн. т, газового бензина на 34,2% до 10,9 млн. т; снижение объемов экспорта нефти на 13,2 млн. т, рост экспорта нефтепродуктов на 13,7 млн. т.  В результате развития нефтепереработки, а также перераспределения потоков нефти в сторону Дальнего Востока, перевалка нефти в портах АЧБ сокращается, перевалка нефтепродуктов – растет. Помимо этого, необходимо отметить тенденцию к «осветлению» экспортных нефтепродуктов – доля светлых нефтепродуктов (прежде всего дизельного топлива) в экспорте растет.
  2. Восточный «поворот» в торговле и транспортировке. Это не только бурное развитие ВСТО, но и возобновление поставок российской нефти в Китай через трубопроводную систему Казахстана.
  3. Развитие трубопроводного транспорта в регионе (проект «Юг», Каспийский трубопроводный консорциум) – создаст преимущества тем портам, которые будут подключены к трубопроводной системе.
  4. Задержка сроков реализации проектов – в частности, Кашагана, приводит к переориентации грузопотоков.
  5. Крымский фактор – поиск новых логистических решений. Объем грузов для снабжения полуострова не так велик, но требует новых логистических решений, которые, возможно, приведут к изменениям на рынке.

К числу основных ожидаемых изменений на рынке нефтеналивных терминалов АЧБ РФ, в контексте этих факторов влияния, относятся:

  1. Увеличение мощностей Каспийского трубопроводного консорциума (Озереевка) и возможный рост перевалки транзитной нефти.
  2. «Осветление» терминалов: начало перевалки нафты на терминале ЗАО «Таманьнефтегаз», создание конечной точки нефтепродуктопровода «Юг» на терминале Шесхарис в Новороссийске для дизельного топлива
  3. Реконструкция района Шесхарис – введение в эксплуатацию причала 1А
  4. Высвобождение пропускной способности Волго-Донского канала в размере около 0,5 млн. т за счет перехода светлых нефтепродуктов в трубопровод «Юг» позволит увеличить объем транзитных перевозок
  5. Инвесторами планируется строительство терминала «Нефтегазиндустрии» (Афипский НПЗ) в районе мыса Пенай.

Более подробно эти тенденции рассмотрены в презентации к докладу, который сделала ведущий специалист ООО «Морстройтехнология» Гопкало Ольга в рамках конференции «Аргус Нефтетранспорт 2015». Ознакомиться с презентацией к докладу можно в разделе Публикации.

Инфраструктура морских терминалов нефтеналивных грузов Азово-Черноморского бассейна РФ