«Морстройтехнология» о координации морских портов и железных дорог

Софья Каткова, руководитель проектов ООО «Морстройтехнология» в г. Москва, рассказала о своем видении проблем взаимодействия морских портов и железной дороги и их возможных решений.

Площадкой для обсуждения этого вопроса стала конференция «Перевозки насыпных и навалочных грузов: новые технологии и рынки», которая прошла 17 февраля 2015 г. в рамках Transport Business Days (TBD).

Выступает Софья Каткова

Организаторы мероприятия - компания ICF-Международные конференции, известная участникам рынка по ежегодному Балтийскому и Первому Крымскому транспортным форумам, ЮгТрансу и прочим мероприятиям. 

В первый день TBD эксперты обсудили растущий спрос на внешнеторговые перевозки навалочных грузов, который уже в ближайшее время потребует расширения транспортной инфраструктуры и оптимизации логистических процессов для обеспечения наиболее эффективных способов доставки грузов потребителям. С докладами выступили грузовладельцы, портовики, железнодорожники, автоперевозчики, представители науки и власти.  

Сегодня как никогда остро стоит вопрос о повышении эффективности управления транспортным комплексом. Грузопотоки на железной дороге в направлении морских портов растут, а инвестиции в развитие инфраструктуры, наоборот, сокращаются.

В настоящее время транспортный узел, как система массового обслуживания, не имеет на текущий момент единого управления, разделен по стыкам ответственности, информационно закрыт, и с неизбежностью неэффективен: система характеризуется отказами от обслуживания, избыточными очередями и непредсказуемыми приоритетами обслуживания очередей.

По оценке Софьи Катковой, в настоящий момент в России нет полных координационных комплексов, которые позволили бы решить эту задачу. Есть попытки построить аналогичный комплекс в Усть–Лужском транспортном узле, но в текущий момент он работает пока на координационных ресурсах, не связанных общей информационной платформой, то есть в ручном режиме. Отсутствие прозрачности процессов для всех участников ставит их в неравное положение по отношению друг к другу.

Единственным действующим примером координации на общей информационной платформе в выгрузочном узле является пример ТЛЦ Сочи, который поставил всех грузоотправителей в равную ситуацию контроля погрузки для единственного грузополучателя. Однако в ситуации традиционных грузопотоков в порту действует множество грузополучателей.

Поэтому в настоящий момент полноценных координационных систем в морских портах РФ нет. Есть лишь набор фрагментарных информационных систем, которые не содержат механизма согласования подхода поездов к морским портам.

Существующие автоматизированные системы (АС) позволяют достичь желаемой точности прогноза при правильной их композиции (АС Прогресс-АС Этран). Взаимодействие АС на новом уровне дает возможность регулировать погрузку, используя ее как действенную меру предотвращения «тромбов» системы.

График отгрузки и подвода поездов к перевалочному комплексу на основе прогнозных моделей АС ИСУПР позволяет оптимизировать работу ВСЕГО НАПРАВЛЕНИЯ, исключить длительные непроизводительные простои подвижного состава, повысить ритмичность поездной и маневровой работы, рационально использовать инфраструктуру.

Однако сегодняшняя законодательная база (Устав железных дорог) не позволяет достигнуть необходимого эффекта. Уровень корпоративной культуры грузовладельцев в этом смысле крайне низок. А в проектах такого масштаба необходимо добровольное и осознанное желание пула грузовладельцев работать в других условиях.

Презентация к докладу Софьи Катковой Координация морских портов и железных дорог: инновации и технологии с описанием действующих автоматизированных систем управления и предлагаемых направлений развития представлена в разделе Публикации.