Морстройтехнология о перенаправлении грузопотоков экспортных сжиженных углеводородных газов (СУГ)

4-5 декабря 2014 г. в Москве прошла очередная конференция "Рынок СУГ и СПГ России: новые рубежи развития".

Софья Каткова, руководитель проектов ООО «Морстройтехнология», рассказала о динамике развития экспортных поставок СУГ, используемых логистических каналах и изменениях, происходящих на рынке.

Софья Каткова на МксКонференс

За последнее десятилетие совокупные объемы экспорта СУГ из РФ и Казахстана выросли в несколько раз – и это стало возможным благодаря бурному росту терминалов для перевалки СУГ. Долгое время основным морским направлением экспорта был турецкий рынок, к традиционным портам экспорта СУГ – Ильичевску и Одессе – с 2008 г. добавились терминалы в порту Керчь, терминалы в Темрюке и Туапсе. Крупнейшим портом экспорта не только на южном направлении, но и вообще для российского экспорта до недавнего времени являлся порт Керчь. В 2013 г. через этот порт прошло около 1 млн т российского СУГ, действовало 4 терминала. Особенностью южного бассейна был и остается дефицит резервуарного парка – за исключением порта Тамань. В Керчи перевалка осуществляется, что называется, «с колес»  на подъездных путях к порту может отстаиваться до 800-900 вагонов. СУГ хранится для накопления судовых партий в железнодорожных цистернах. Такую технологию работы нельзя назвать эффективной, однако растущий турецкий импорт поглощал все.

Ярким событием 2013 г. стало начало работы терминала ООО «Сибур-Портэнерго» в Усть-Луге. До этого на Балтике российским экспортерам были доступны мощности в Риге и Таллине, причем Таллин специализируется на перевалке пентановой фракции. Терминал в Хамине-Котке в настоящее время практически не используется для российского экспорта. Второе заметное событие 2013 г. – рост грузооборота терминала Alexela в Таллине почти в 2 раза, до почти 0,5 млн т СУГ. Основным клиентом терминала является Тобольскнефтехим, и именно росту производства и отгрузок с завода и обязан своим ростом таллинский терминал.

В 2014 г. коренная перестройка грузопотоков, которая происходила на рынке незаметно уже несколько лет, стала очевидной. Внешние условия, в виде украинских событий и практически полного прекращения перевалки в крупнейшем экспортном порту для СУГ – Керчи – способствовала переориентации грузопотоков в российские порты Туапсе и Тамань, однако большая часть грузопотока «развернулась» еще раньше в направлении Балтики, а именно порта Усть-Луга.

На протяжении последних лет доля экспортных отгрузок СУГ морским транспортом растет, и если раньше до 60-80% экспорта шло через железнодорожные погранпереходы, то сейчас (по состоянию на сентябрь-октябрь 2014 г.) более половины экспорта идет морским путем. При этом внутри морского экспорта происходит перераспределение грузопотоков: если раньше большая часть шла в направлении юга и Черного моря, то сейчас стремительно возрастает роль Балтики. Изменение логистики идет в параллели с изменениями рынков сбыта. Если в начале 2000-х гг. Россия поставляла СУГ в 16 стран, то сейчас количество стран-получателей – более 30. Если раньше традиционные потребители российского СУГ (Польша, Финляндия, Турция) занимали в экспорте около 80%, то теперь их доля снизилась до 60%. Доля остальных стран, количество которых растет, выросло до 40% по сравнению с 10-20% в предшествующие годы.

Наряду с расширением географии поставок, открытие балтийского канала (порта Усть-Луга) привело и к некой турбулентности на уже традиционных каналах поставок. Так, морские отгрузки через Усть-Лугу уже начинают конкурировать с железнодорожными схемами на польском рынке.

Некоторые иллюстрации и графики к докладу показаны в презентации Экспортная логистика СУГ. Тенденции, вопросы, перспективы…