ТЛК «Южноуральский», строящийся по проекту «Морстройтехнологии», может кардинально изменить позиции Челябинской области на логистической карте России и вывести взаимодействие региона с основным внешнеторговым партнером страны Китаем на новый уровень

Первая очередь строящегося по проекту «Морстройтехнологии» ТЛК «Южноуральский» будет запущена весной 2015 года – об этом сообщалось в новости на нашем сайте от 25.06.2014. В журнале «Эксперт Урал» №45(622) опубликована статья Алексея Белоусова «От Поднебесной до новой экономики», основная мысль которой состоит в том, что строительство ТЛК «Южноуральский» может кардинально изменить позиции Челябинской области на логистической карте России и вывести взаимодействие региона с основным внешнеторговым партнером страны Китаем на новый уровень.

В конце октября губернатор Челябинской области Борис Дубровский провел крупное совещание, посвященное реализации проекта транспортно-логистического комплекса (ТЛК) «Южноуральский». На нем прозвучало: на основе ТЛК может быть создана зона опережающего развития. «Южноуральский» изначально выходил за пределы традиционного понимания ТЛК, поскольку подразумевал освоение нового транспортного коридора для доставки товаров из Китая и организацию на сопряженной со складскими площадями территории промышленного кластера. Если новые планы руководству области удастся реализовать, роль комплекса в экономике Южного Урала будет еще больше.

В сентябре 2013 г. в Увельском районе был заложен первый камень, в апреле 2014 г. началось финансирование строительства (общий объем вложений – 6,8 млрд рублей). К весне 2015 г. должна быть готова первая очередь – 82 тыс. кв. метров складских площадей класса А, контейнерный терминал мощностью 700 TEU в сутки, зона парковки грузовиков.

Интерес к проекту объясним. Во-первых, Китай является основным внешнеторговым партнером России. В 2013 г. объем экспорта и импорта между Россией и Поднебесной составил почти 89 млрд долларов (на втором месте Нидерланды с 76 млрд долларов, на третьем – Германия с 75 млрд долларов). Во-вторых, именно за счет импорта растет внешнеторговый оборот между нашими странами. В-третьих, развитие нового транспортного коридора позволит в разы сократить сроки доставки грузов из Западного Китая. Как сказано в презентации ТЛК, сейчас доставка из Урумчи до Челябинска, если везти груз по территории Китая, а затем использовать Транссиб, занимает 36 дней, до «Южноуральского» грузы реально доставлять контейнерными поездами за 10 дней.

По словам заместителя председателя комитета по транспорту и логистике Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Александра Попова, логистическую систему Челябинской области можно рассматривать как систему, объединяющую региональные предприятия, и как составную часть логистической системы УрФО, России и мира: «Во всех этих четырех измерениях роль “Южноуральского” очень велика. Важно, на мой взгляд, выделить несколько моментов. Во-первых, столь глобальный проект перешел из теоретической стадии в практическую с внедрением современных транспортно-логистических и программных технологий грузопереработки. Во-вторых, он получил поддержку не только на федеральном уровне и у международных партнеров, но и у частных инвесторов. В-третьих, Челябинская область становится центром международного взаимодействия в логистике. В-четвертых, кроме новых рабочих мест и увеличения платежей в бюджет области, создание ТЛК даст синергетический эффект для развития экономики Южного Урала. ТЛК – это не региональный и не российский проект (в нем задействованы Китай и Казахстан), это новый транспортный международный коридор – существенное дополнение к маршрутам доставки грузов морем в Россию и Европу».

Перспектива «Южноуральского» – расширение и формирование производственного блока. В концепции проекта изначально предусмотрены ресурсы для его развития. Складские площади могут быть увеличены до 400 тыс. кв. метров, а зона вокруг комплекса (до 600 га) имеет потенциал использования для развития современных производств.

Если все получится, уже к концу текущего десятилетия, как сказано в прогнозе социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, на ТЛК «Южноуральский» может быть создано около двух тысяч рабочих мест, а ежегодные отчисления в областной бюджет достигнут 200 млн рублей.