Морстройтехнология о решении проблем логистики арктических проектов: участие в форуме «Арктические проекты – сегодня и завтра»

22-24 октября в Архангельске состоялся второй международный форум «Арктические проекты – сегодня и завтра», организованный по инициативе ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» совместно с Правительством Архангельской области и Северным (Арктическим) федеральным университетом.

Цель форума – установление открытого диалога между участниками арктических проектов, развитие площадки для обмена профессиональным опытом и налаживания кооперации, совместная выработка решений, направленных на оптимизацию проектов.

Одной из ключевых тем форума стало развитие транспортной инфраструктуры в Арктике и возможности перевозок по Северному морскому пути. Среди участников было большое количество нефтегазовых компаний, и их активно интересовали вопросы транспортного обеспечения реализуемых в Арктике проектов.

Софья Каткова, руководитель проектов компании «Морстройтехнология», выступила модератором 5-й сессии форума, посвященной формированию транспортной инфраструктуры в Арктике и перспективам судоходства по трассе Северного морского пути.

Заседание сессии С. Каткова открыла своим докладом на тему «Морской порт Архангельск – место и роль в Арктических проектах» (презентация доклада - в разделе Публикации).

Транспортные узлы российского севера – это «тыл» нефтегазовых проектов, с них осуществляется снабжение труднодоступных месторождений. В текущий момент опережающие темпы развития проектов в удаленных местах приводят к непредсказуемому приросту грузовых и людских потоков на пункты с уже сложившейся транспортной и социальной инфраструктурой.

Так, за пять лет в порт Сабетта отправлено около 1,0 млн тонн груза. В порту Архангельск произошло замещение низкотарифных навалочных грузов на отправляемые в Сабетту высокодоходные (генеральные) грузы.

В порту Лабытнанги объемы выросли в десятки раз. Речной порт Приобье (Сергино) многократно увеличил объемы перевалки. В Новом Уренгое дефицит свободных площадей для хранения и накопления грузов в межсезонье.

Тыловые зоны Арктических проектов

Тыловые зоны Арктических проектов

 

Активное развитие нефтегазовых проектов – это нагрузка на уже существующую инфраструктуру. Однако комплексного планирования грузопотоков не производится, проекты реализуются разрознено.

Без прогнозной базы, без систематизации задач стихийное и непредсказуемое движение приведет к транспортному коллапсу.

Помимо логистических вопросов, в число основных тем и вопросов форума вошли:

  • перспективы реализации, технологические аспекты проектов на полуострове Ямал, в Ненецком автономном округе, инвестиционные стратегии северных регионов;
  • бурение на лицензионных участках в Печорском, Карском и Баренцевом морях, статус реализации Приразломного и Штокмановского месторождений;
  • расширение участия российских подрядчиков в работах на шельфе, локализация технологий и производства оборудования для освоения нефтегазовых месторождений;
  • формирование транспортной инфраструктуры, использование трассы Севморпути, особенности морского и речного судоходства, развитие арктической авиации;
  • кадровый и научный потенциал северных регионов РФ, взаимодействие между нефтегазовыми операторами и учебными учреждениями.

С программой форума можно ознакомиться здесь.