Интервью с Александром Головизниным, директором по логистике и аналитике компании «Морстройтехнология» по теме: «Будущее российских морских портов», опубликованном  в журнале «Transportweekly Russia».

Александр Александрович, какие российские и мировые тренды, на ваш взгляд, наиболее значимы для российской портовой индустрии в настоящее время?

На мой взгляд, это прежде всего уже устаревший тренд контейнеризации. Россия в этом плане несколько отстает от большинства развитых стран. Задел еще очень велик, и поэтому мы будем догонять и догонять.

Второй значимый тренд – это специализация, ведь универсальных портов не строится. Терминалы строятся узкоспециализированные и практически все кэптивные (т.е. грузовладелец строит терминал под свой груз).

И, наконец, география. В постперестроечные годы балтийские порты бывшего СССР значительно опережали в темпах развития порты других регионов. Теперь тренд разворачивается: на Балтике стоит ожидать стагнации, а вот Дальний Восток и Юг будут расти.

Кроме того, Россия вновь поворачивается к Северу. Стоит ожидать появления и дальнейшего развития портов вдоль Северного морского пути, нацеленных на вывоз больших объемов грузов. Безусловно, в первую очередь речь идет о минеральных ресурсах.

Какие возможности и угрозы для России и российских портов возникают в соответствии с этими трендами?

К сожалению, приходится констатировать, что основная угроза – это состояние нашей экономики и ее место в мировом разделении труда. Порты, видя конъюнктуру рынка, как могут это используют. Создают инфраструктуру для импорта всего, что мы потребляем, и экспорта всего, что мы выкапываем.

Что, на ваш взгляд, необходимо сделать в российской портовой и припортовой отраслях для того, чтобы воспользоваться возможностями и нивелировать угрозы?

Нужно развивать дальневосточные порты. Нужно строить Тамань. Нужно строить железнодорожные и автодорожные подходы к портам.

Что уже сейчас делается и планируется сделать в ближайшем будущем? Расскажите, пожалуйста, о наиболее перспективных портовых проектах, запущенных в настоящее время в России.

На Дальнем Востоке идет массовое проектирование угольных терминалов. Что из этих проектов будет реализовано, сказать трудно.

На Юге очень интересный проект – Тамань. Это первая у нас попытка построить порт по схеме, которая широко используется в Европе. Суть схемы в том, что инфраструктура порта строится за деньги государства, а суперструктура – стивидором. К сожалению, из-за экономических сложностей, по всей видимости, схема реализации проекта будет изменена, но проект все равно идет и обещает быть очень интересным.

Из того, что делается на Севере, в первую очередь это Сабетта. Но думаю, что мы увидим и другие проекты, сопоставимые по масштабу.