Строительство порта «Суходол» - нового специализированного порта на Дальневосточном побережье Российской Федерации

 Администрация Приморского края и холдинговая компания «Сибирский Деловой Союз», представляющая интересы угольных компаний Кемеровской области, подписали соглашение «О взаимном сотрудничестве по реализации проекта строительства нового специализированного публичного порта на Дальневосточном побережье Российской Федерации для облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающий предприятий».

Основная цель соглашения - эффективное сотрудничество для создания морского угольного терминала в бухте Суходол, который обеспечит общий доступ к транспортной инфраструктуре всем компаниям Кемеровской области вне зависимости от размера и объема добычи, то есть терминала «общего доступа».

Компания «Морстройтехнология» является Генеральной проектной организацией по работе «Строительство нового специализированного порта на Дальневосточном побережье Российской Федерации (порт «Суходол») для облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средний угледобывающих предприятий». Проект предусматривает несколько этапов строительства. Проектный грузооборот составит 20 млн. тонн в год. Терминал обеспечит круглогодичный прием широкой номенклатуры типоразмера судов.

Мировой рынок морской торговли углем условно разделяется на два основных сегмента: атлантический и тихоокеанский. Атлантический сегмент включает восточ­ные побережья Северной, Центральной и Южной Америки, Европу (включая страны Средиземноморья), северное и западное побережья Африки; тихоокеанский сегмент - страны Дальнего Востока (Китай, Япония, Корея) и др.

Россия имеет возможность работать и на том, и на другом рынке.

IEA (Международное энергетическое агентство) разработало прогноз развития энергетики. Основным источником роста мирового спроса на уголь является прогнози­руе­мый рост спроса в Азии - 97% всего прироста спроса обеспечивается потреби­те­лями в Азии. Если в 1980-х годах Китай и Индия потребляли около одной пятой миро­во­го производства угля, сейчас около половины этого объема, то к 2030 году ожидается, что эти страны будут потреблять около двух третей всей мировой добычи угля.

По прогнозам IEA (2009 г.) спрос на уголь с 2007 по 2030 гг. вырастет на 53,5%, в том числе в Китае - на 85,4%, в Индии - 142,1%, в странах АСЕАН - 189,5%. В Европе и Японии ожидается сокращение спроса на уголь на 29,4% и 14,8% соответ­ственно.

Материалы различных аналитических материалов показы­вают, что наличие дефицита мощностей по перевалке угля считается общепризнан­ным в отраслевом сообществе. Дефицит портовых мощностей назван одной из причин, ограничивающих экс­порт.

Планируемые к реализации терминальные проекты на Дальнем Востоке рассчитаны на грузовую базу. Они ориентированы на грузопотоки конкретных грузо­владельцев-акционеров.

В настоящее время на Дальнем Востоке отсутствуют порты, которые бы пред­лагали услуги различным грузоотправителям. Таким образом, новый терминал ока­зы­вается вне конкуренции для тех компа­ний, которые не имеют собственных пор­то­вых мощностей в регионе, а также может быть востребован для перевалки незначи­тельных объемов угля с целью диверси­фикации поставок другими компаниями, уже имеющими доступ к морским портам.

Строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса в районе бухты Суходол (Дальневосточное побережье Российской Федерации)