Будет ли лихорадить российский транспортный рынок в связи с изменением тарифного регулирования железнодорожного транспорта? – итоги семинара "РЖД-Партнер"

23 мая состоялся деловой семинар на тему "Тарифное регулирование на железнодорожном транспорте: последние изменения и практические вопросы их применения", организованный редакцией журнала "РЖД-Партнер" при поддержке ОАО "РЖД".

На семинаре выступили с докладами специалисты ФСТ России и ОАО "РЖД", высказали свое мнение о происходящих изменениях представители компаний-грузовладельцев, операторских и экспедиторских компаний, отраслевых ассоциаций.

Ольга Гопкало, ведущий специалист Морстройтехнологии, представила для обсуждения взгляд экспертов Морстройтехнологии на возможные последствия принятия Приказа ФСТ России от 18 декабря 2012 г. N 398-т/3 "Об утверждении Правил и условий применения (установления, изменения) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов (максимального и минимального уровней)».

С точки зрения специалистов Морстройтехнологии, железнодорожный тариф имеет системообразующее значение для транспортной системы. Ценообразование на других видах транспорта зачастую основано на сравнении со стоимостью железнодорожной перевозки:

  • тариф ОАО «Транснефтепродукт» на транспортировку нефтепродуктов составляет 0,7 от стоимости перевозки на сопоставимом железнодорожном маршруте;
  • стоимость перевалки в морских портах часто формируется с учетом совокупных транспортных затрат при экспорте продукции через порты-конкуренты в соседних странах. Например, порт предлагает такую стоимость, при которой общие транспортные затраты при транспортировке будут немного (скажем, на 1 $ на тонну)  меньше, чем при отгрузках через порты соседних стран;
  • стоимость речных перевозок (если речь не идет о долгосрочном тайм-чартере) также часто формируется, исходя из сопоставления с железнодорожным тарифом;
  • на коротких  (и не только) маршрутах также сравниваются железнодорожные и автомобильные тарифы.

Таким образом, повышение волатильности в динамике железнодорожного тарифа повысит волатильность транспортного рынка в целом. И это только одно из возможных следствий нового регулирования...

В целом, повышение гибкости ценообразования на железнодорожном транспорте может оказать очень заметное влияние на логистику в самых различных рыночных сегментах. А вот прогнозировать эти последствия пока очень сложно... В рамках семинара мы пока не увидели, как ОАО «РЖД» и ФСТ будут прогнозировать вероятные изменения в производственных и транспортных отраслях перед началом действия новых цен.

Положительное влияние Приказа эксперты Морстройтехнологии видят в том, что начинает закладываться механизм для возврата частных инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры.

Впрочем, многие эксперты на семинаре выразили сомнение в том, что изменения будут настолько глобальными, поскольку механизм, разработанный ФСТ, достаточно жестко регулирует возможную динамику в тарифах и ставит ограничения как для самого  ОАО «РЖД», так и для внешних инвесторов.

Все участники семинара сошлись во мнении, что лишь практика применения Приказа покажет его реальное влияние на транспортную отрасль, в текущих же условиях неопределенность очень высока. В том числе и потому, что ФСТ и ОАО «РЖД» продолжают работу над совершенствованием системы регулирования.

Отметим, что из этой огромной работы общественности часто видна лишь ее малая часть, лишь «надводная часть айсберга». В ближайшее время ОАО «РЖД» намерено опубликовать регламент, определяющий порядок и сроки пересмотра тарифных коэффициентов. Возможно, это сможет прояснить ситуацию для пользователей (грузоотправителей) - тех, кто не задействован непосредственно в разработке новых законодательных инициатив, но ощутит на себе их влияние.

С докладом Ольги Гопкало можно ознакомиться в разделе «Публикации».

«Последствия приказа ФТС "О ценовых пределах": некоторые нерешенные вопросы тарифного регулирования»